Эксперты ведущих вузов предложили правительству создать цифровой Госплан

В кабмине допустили использование результатов проекта для уже действующей системы управления
Пилотный проект цифрового Госплана эксперты предлагают начать уже в 2023 г. с приоритетных отраслей импортозамещения – например, радиоэлектроники и автомобилестроения/ Андрей Гордеев / Ведомости

Эксперты из ведущих вузов (МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, МГУ, МФЮА) разрабатывают систему цифрового Госплана. По их задумке, она позволит контролировать исполнение стратегических документов и госзаказа в режиме реального времени. Предполагается, что система объединит действующие информационные системы государства – ФНС, ФТС, Казначейства, Минпромторга и Минцифры. На этапе пилота к ней могут подключиться органы власти и компании, участвующие в выполнении госзаказа. Проект был презентован на конференции «Государственное планирование РФ» в РЭУ им. Плеханова.

Госплан для импортозамещения

Техническое задание и экономическое обоснование о проектировании основных блоков были направлены в Минцифры, вице-премьеру Дмитрию Григоренко и в аналитический центр при правительстве, сообщил директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Баумана Владимир Нелюб в ходе выступления.

Как сказал «Ведомостям» близкий к правительству источник, в кабинете министров знают о подготовке такого проекта, но не все готовы продвигать идею из-за «не у всех популярного имиджа госплана». На данном этапе, по его словам, система будет носить скорее аналитический характер и помогать делать выводы о потребностях, загрузке, потенциале отдельных отраслей.

Согласно презентации проекта (есть у «Ведомостей»), система может быть интегрирована с существующими платформами – ГАС «Управление» (межведомственное управление), «Электронный бюджет» (исполнение федерального бюджета) , ЕИС (госзакупки), «Гостех» (платформа для создания госинформсистем), ГИСП (большие данные в сфере промышленности) , АИС «Налог-3» (система ФНС), ЕАИС ТО (система таможенных органов).

Пилотный проект цифрового Госплана эксперты предлагают начать уже в 2023 г. с приоритетных отраслей импортозамещения – например, радиоэлектроники и автомобилестроения, а затем масштабировать на отрасли нефтехимии, сельского хозяйства, транспорта, медицины. Кроме того, эксперты предлагают со следующего года подготовить единую целостную модель планирования, а с 2025 г. – создать органы планирования. Достижение индикаторов, как и во время СССР, предполагается пятилетками (первая – с 2025 г.).

Как пояснил «Ведомостям» федеральный чиновник, знакомый с предложением экспертов, пока проект носит академический характер, но, если пилот пройдет успешно, у него есть шансы на внедрение.

В Минпромторге допускали возрождение Госплана, но пока лишь в оборонной промышленности, писали «Ведомости» со ссылкой на письмо в Совфед первого замминистра промышленности и торговли Василия Осьмакова. Российская экономика в соответствии с Конституцией основана на рыночных принципах, которые исключают возможность воссоздания Госплана как органа, формирующего обязательную для исполнения программу развития, говорилось в его обращении. При этом внедрение такого инструмента в гособоронзаказе позволило бы «с одной стороны, ограничиться тем полем деятельности, где у государства достаточно и информации, и рычагов воздействия на промышленные предприятия, а с другой – получить эффект именно от планирования производственной деятельности по всей цепочке создания стоимости».

Сегодня реализация документов стратегического планирования осуществляется посредством взаимодействия нескольких информационных систем и управленческих процессов, замкнутых в единую технологическую цепочку, напомнил представитель Григоренко. Эти системы выполняют функции в части мониторинга и управления документами стратегического планирования – все показатели связаны на уровне паспортов госпрограмм, национальных и федеральных проектов, их задач и мероприятий на разных уровнях, добавляет он.

Учет и мониторинг документов стратегического планирования ведет Минэкономразвития, в том числе мониторинг показателей социально-экономического развития – всего более 450 показателей верхнего уровня, 28 показателей наццелей и более 230 показателей нацпроектов, добавляет собеседник. ГАС «Управление» обеспечивает мониторинг результативности достижения этих мероприятий и показателей в режиме реального времени, потребность в финансировании заявляется отраслевым ведомством в системе «Электронный бюджет», указывает он. Таким образом, модель управления имеет конечный и замкнутый цикл.

«Данная модель постоянно совершенствуется с учетом результатов выполнения документов стратегического планирования, изменения процессов и обратной связи от участников процесса, а также экспертного сообщества. В частности, с учетом предложений ряда вузов на площадке аппарата правительства прорабатывается вопрос доработки действующих систем», – указал представитель.

«Ведомости» направили запрос в Минцифры, Минэкономразвития и Минпромторг.

Суть проекта

Обеспечить технологический суверенитет невозможно без современных методов государственного планирования, отметил Нелюб в ходе презентации проекта. В России сегодня нет органа генерального стратегического планирования, при этом такие институты есть в Китае, Японии, Корее, Франции, Индии и США, добавил он. «У нас появляются и уже появились современные цифровые технологии, большие данные, искусственный интеллект. Но самое главное – сегодня у нас появилась доступность данных, которая позволит нам возобновить решение той масштабной задачи автоматизации планирования, которая у нас появилась после распада Советского Союза», – отметил эксперт. В России есть много документов стратегического планирования разного уровня и все они очень мало связаны между собой, считает Нелюб.

«Понимая эту проблему, руководство страны создает нормативно-правовую базу, вышел закон о стратегическом планировании, указ президента об основах стратегического планирования, большую работу проводит Казначейство – они собрали уже около 50 000 документов стратегического планирования воедино. Но этого недостаточно», – добавил он. По словам эксперта, цифровой Госплан должен стать единой системой сбора и анализа данных, планирования и прогнозирования.

Цели создания такой системы – обеспечение оперативного контроля за состоянием экономики в режиме реального времени и создание системы индикативного прогнозирования и управления рисками, отметил Нелюб. Для этого нужно подготовить методологию, модернизировать нормативно-правовую базу планирования и открыть доступ к данным государства, отметил он. После этого можно приступать к созданию масштабной автоматизированной системы сбора и анализа данных, отметил он: для этого уже есть необходимые технологии и вычислительные мощности. Технологической основой такой системы может стать платформа Baum AI (ее создатели – структурные подразделения МГТУ им. Баумана, проект представили на ПМЭФ-2022), указал эксперт. Для начала создания системного цифрового Госплана уже есть нормативная база – распоряжение правительства о цифровой трансформации госуправления, отметил Нелюб.

Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации госуправления является перечень поручений президента по итогам конференции по искусственному интеллекту от 31 декабря 2020 г., отмечается в распоряжении правительства. Согласно приложению к документу, до 2030 г. действительно поручено создать единую автоматизированную систему сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы, а также систему контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей.

Система цифрового Госплана предусматривает синтез директивного управления – только для госзаказа – и индикативного – для остальных рыночных отраслей, поясняет завкафедрой информатики РЭУ им. Плеханова Ольга Китова, участвовавшая в разработке проекта. Если государство смотрит на развитие отрасли, не связанной с госзаказом – например, на торговлю, банковский сектор или парфюмерную промышленность, – то там устанавливается некоторый индикатор по конкурентоспособности и развитию, добавляет Китова. Он достигается не плановыми методами, когда государство выдает госзадание, платит деньги и компании выполняют, а через систему поощрений – налоговые льготы и субсидии. Такие механизмы предполагают индикативное планирование, добавила она.

Эксперт пояснила работу системы на примере программы развития авиаотрасли: если государству нужно создать среднемагистральный самолет до 2030 г., Минпромторг будет видеть в системе, на каком этапе находится разработка, какие компании участвуют в реализации, какие компоненты и комплектующие нужны, какие существуют проблемы и есть ли отставание от графика. «Для этого нужно провести НИОКР, разработки, потом на производстве строится сетевой график – цепочки предприятий, которые участвуют, система взаимосвязей между ними. Этот график записывается в систему цифрового Госплана. На выходе вы видите, на каком этапе вы находитесь», – отмечает она. Предполагается, что на предприятиях, которые подписывают с государством контракт, должны установить специальную программу, в которой будут определенные права доступа – это некий аналог CRP-систем в компаниях, пояснила эксперт.

Сложности с микроуровнем

Исторически отделить идеологические плевелы от рациональных экономических зерен в цифровом Госплане сложно, отмечает член Общественного совета при Росстате Михаил Никольский. В условиях задачи по достижению технологического суверенитета создание такой системы может быть актуально, при этом все помнят про 6-ю статью Конституции времен СССР (закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС), никто не хочет повторения идеологического диктата, добавляет эксперт.

Микроуровневые данные практически невозможно использовать для задач госуправления, отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей экономики ЦМАКПа Владимир Сальников.

«Есть мнение, что раз у нас есть цифровые технологии, то мы можем очень хорошо все считать, но это скорее иллюзия. Здесь есть фундаментальное отличие – появление этих данных обусловлено одними задачами, они не про индикативное планирование, они про управление предприятием», – пояснил эксперт. В статистике, по его мнению, совершенно другие задачи – первичен макроанализ, исходя из этого уже организовывается сбор данных. Например, есть закрытые данные таможенных деклараций – это большие данные, которые содержат много информации о поставках, но при этом использовать их, например, для региональной статистики по экспорту нельзя, так как место производства товара может не совпадать с местом пересечения границы. Или налоговые данные – были попытки использовать чеки для измерения инфляции, но они при всей информационной насыщенности подходят только для регистрации сделок и фискальной функции, но не для учета индекса потребительских цен, добавляет экономист.

При этом подобная (индикативно-директивная) система государственного планирования в экономике успешно сработала и во Франции, и в Японии, и в Индии, отмечает Никольский. Такая система может быть актуальной в России, потому что требуется консолидация ресурсов, считает эксперт: «Но именно к планированию 2.0 она имеет необходимое, но недостаточное отношение». Сейчас у нас есть платформы на базе ИИ, которые позволяют не просто наблюдать, но и перестраивать оперативные процессы – распределить рабочее задание так, чтобы не выйти из графика, добавляет эксперт. При этом алгоритмы – это лишь инструмент, важно ответить на вопрос, для удовлетворения каких потребностей такая система нужна, подчеркивает он.