Эксперты оценили последствия от попадания России в черный список ЕС

Это может привести к налоговым потерям международных групп
С точки зрения ЕС, теперь Россия представляет собой офшор, не раскрывающий никакой информации европейским налоговым органам/ Максим Стулов / Ведомости

Евросоюз (ЕС) 14 февраля включил Россию в черный список стран, которые не сотрудничают в сфере налогообложения, следует из сообщения Совета ЕС. В него также были добавлены Британские Виргинские острова, Коста-Рика и Маршалловы острова. Теперь в списке насчитывается 16 юрисдикций, в том числе Багамские острова, Панама, Американские Виргинские острова, Тринидад и Тобаго. «Мы просим все перечисленные страны улучшить свою правовую базу и стремиться к соблюдению международных стандартов в области налогообложения», – отмечается в сообщении.

Черный список ЕС направлен на то, чтобы снизить мотивацию европейских компаний для инвестирования во включенные в него страны, указала директор департамента налогов и права компании ДРТ Юлия Крылова. К сделкам и транзакциям с организациями из юрисдикций этого списка применяется ряд мер, среди которых повышенное налогообложение «пассивных» доходов у источника в ЕС, более строгие правила КИК, обязанность раскрывать дополнительную информацию и запрет на вычет из налоговой базы некоторых расходов, понесенных в пользу резидентов юрисдикций из черного списка, отметила она.

Принимая во внимание санкционную политику Европы, включение России в черный список было только вопросом времени, считает ведущий налоговый консультант аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Алан Тухватуллин. С точки зрения ЕС, теперь Россия представляет собой офшор, не раскрывающий никакой информации европейским налоговым органам, отметил он. Включение в этот список, в частности, может привести к отказу в зачете уплаченных на территории другого государства налогов, указал он. Соглашения об избежании двойного налогообложения не перестают действовать, но в отсутствие автоматического обмена информацией документально подтверждать фактически уплаченные налоги в другой стране станет сложнее, пояснил эксперт.

На практике внесение России в список означает, что всем странам ЕС необходимо будет выбрать и применять в отношении России одну или более защитную налоговую меру, добавила партнер Б1 Марина Белякова. В странах ЕС действуют разные меры ограничительного и административного характера, поэтому последствия нужно рассматривать в каждом случае отдельно, заметила налоговый партнер «Технологии доверия» Галина Науменко. Во многих странах, включая Кипр, возникнет налог на дивиденды и проценты, уплачиваемые в Россию, в Люксембурге будет ограничен налоговый учет процентов и роялти, а Германия применяет максимально широкий перечень ограничительных мер, перечислила она.

Российский бизнес может понести существенные налоговые затраты в связи с невозможностью применения льгот при получении доходов из европейских стран, а для европейских компаний сотрудничество с российскими резидентами может стать невыгодным, добавил партнер Kept Александр Токарев. Внесение России в список делает еще менее эффективным наличие европейских компаний в структурах российского бизнеса, заметила Белякова: если в прошлом году речь шла о сложностях в работе с банками и провайдерами, то теперь также следует ожидать дополнительных налоговых затрат. Поэтому перевод компаний из ЕС в дружественные юрисдикции или в специальные административные районы (так называемые русские офшоры, САР) становится все более актуальным, полагает она.

Претензии ЕС

Совет ЕС объясняет включение России в этот список невыполнением «обязательств по устранению вредных аспектов специального режима для международных холдинговых компаний». Диалог с Россией по вопросам, связанным с налогообложением, зашел в тупик после начала конфликта на Украине, добавляется в сообщении.

Вопросы ЕС к налоговому режиму САР возникли еще летом 2021 г. В июне Совет ЕС опубликовал доклад, где охарактеризовал российские САР как «вредоносный» налоговый режим (harmful tax regime) – создающий нечестную налоговую конкуренцию. Такую оценку дала Европейская группа по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности (Code of Conduct Group). ЕС предъявлял два требования к этому режиму: компания должна создать реальные офисы с сотрудниками при переезде в САР, а возможность пользоваться этим режимом должна быть предоставлена и российским холдингам.

В первой половине февраля 2022 г. стало известно о планах ЕС включить Россию в серый список юрисдикций для целей налогообложения из-за САР. При этом уже в середине месяца Минфин сообщил, что режим приведен в соответствие требованиям ЕС и оснований для включения России в этот список нет. До этого Госдума приняла закон о донастройке САР, согласно которому они были открыты и для российских компаний, а для применения преференций стало необходимо подтвердить реальность перевода бизнеса на территорию этих районов и реализацию там экономической деятельности (например, в штате должно числиться не менее 15 сотрудников, а площадь офиса составлять не менее 50 кв. м).

«Мы уверены, что с учетом реализованных изменений в налоговом режиме САР более нет оснований для внесения России в серый список ЕС и благодарим коллег из Группы соответствия налогового законодательства стандартам ЕС за оперативное и профессиональное взаимодействие в работе по совершенствованию налогового режима САР», – говорил тогда замминистра финансов Алексей Сазанов.

«Ведомости» направили запрос в Минфин и ФНС.

В ответ на угрозы включить Россию в серый список ЕС Минфин доработал законодательство о САР, поэтому были основания полагать, что в черный список страна не попадет, по крайней мере не так быстро, отметил Токарев. С учетом балансировки режима САР в начале 2022 г. претензии к нему неочевидны, согласна Белякова. Этой реформой Россия максимально выполнила требования, считает Крылова, фактически ЕС не имел технической возможности провести должный анализ поправок ввиду приостановки сотрудничества почти по всем каналам.

Поскольку предпринятые Россией действия для выхода из серого списка не были оценены европейскими коллегами, вряд ли в ближайшее время стоит ждать позитивных изменений в части выхода из черного, считает Токарев. Список пересматривается дважды в год, заметила Крылова: теоретически Россия может быть исключена из него уже осенью 2023 г., однако в действительности это произойдет, скорее всего, только после восстановления налогового диалога. С учетом заявления, сделанного в публикации Совета ЕС, диалог по вопросу исключения России из черного списка не будет поддерживаться европейской стороной, полагает Науменко.