Европейское промпроизводство начало сокращаться

Спад зафиксирован впервые за пять месяцев
В Словакии спад промышленности отмечается уже более полугода/ JEFF PACHOUD / AFP

Объемы промышленного производства в еврозоне в декабре 2022 г. сократились на 1,7% в сравнении с показателями декабря 2021 г., следует из данных Евростата, опубликованных в среду. Это стало первым сокращением с июля, когда промпроизводство упало на 2,5%, после чего оно росло на протяжении всех последующих месяцев, несмотря на удорожание электроэнергии и увеличение стоимости сырья: на 2,8% в августе, 5,1% в сентябре, 3,3% в октябре и 2,7% в ноябре.

Больше всего промышленное производство сократилось в Словакии (-13,1%) и Эстонии (-11,5%). За ними следуют Люксембург (-8,4%) и Литва (-8,2%) – причем в ноябре в обеих странах этот показатель находился в положительной зоне. Особо резким сокращение промпроизводства стало для Ирландии: после роста на 45,5% в ноябре оно сократилось сразу на 7,8% в декабре. Значительным оно также было в Словении (-7,3%) и Румынии (-7,1%).

Больше всего промышленное производство выросло в Дании – на 26,1% в декабре после 9,7% в ноябре. За ней следует Мальта – там показатель достиг 17,1% – после 13,4%. Также из отрицательной зоны вышла динамика промпроизводства Черногории: за декабрь оно выросло на 8,2% после падения на 0,5% месяцем ранее.

В Германии объемы промышленного производства упали на 2,9% в декабре после сокращения на 0,1% в ноябре. Во Франции и Испании в конце прошлого года сохранился слабый рост показателя: в декабре он составил 1,1 и 0,9% соответственно.

Не стоит драматизировать

Не стоит драматизировать текущее падение промпроизводства в еврозоне, это чрезвычайно волатильный показатель, который показывал и более сильный спад в годовом выражении в марте (1,5%), июле (2,1%) и октябре (1,9%) прошлого года, напоминает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Поэтому не совсем корректно говорить, что промышленное производство сократилось именно в декабре, а не раньше, даже текущий месяц к январю (м/м) показал более сильный спад, так же в июле и апреле 2022 г., добавляет он.

Сокращение промышленного производства в еврозоне напрямую связано с сокращением на 9,3% выработки энергии в декабре 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, считает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. На данный момент в европейской экономике наблюдаются значительные структурные изменения, о чем говорит спад производства промежуточных товаров на 7% и производства товаров длительного пользования на 1,4% на фоне растущего производства товаров кратковременного пользования – почти на 7,8%, указывает эксперт. Такая динамика говорит о снижении вклада наиболее энергоемких отраслей – в том числе в производстве промежуточных товаров – на фоне пиковых цен на энергоносители и реакции на спросовые ограничения как на внешних, так и на внутреннем рынке, поясняет он.

По мере замедления инфляции в еврозоне, вероятно, можно ожидать восстановления внутреннего спроса на товары длительного пользования, что должно позитивно сказаться на объемах производства, считает Копейкин. Ускорение роста в Китае и других развивающихся экономиках должно способствовать росту внешнего спроса как на капитальные, так и на потребительские товары, добавляет он. Сейчас сложно сказать, насколько продолжение процессов трансформации может сказаться на динамике производства в дальнейшем, но первый шок, особенно на фоне снижения цен на газ и нефть, определенно прошел, полагает эксперт. В отсутствие новых потрясений на энергетических рынках какого-то заметного спада в европейской промышленности в 2023 г., вероятно, ждать не следует, а рост вполне возможен, считает Копейкин.

Спад продолжится

С учетом намерений европейских государств по дальнейшему ограничению поставок российских энергоресурсов, в том числе и в отрасли атомной энергетики, вероятность того, что промпроизводство в странах еврозоны продолжит сокращаться, очень велика, спорит заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица. Кроме того, на рост будут дальше оказывать давление уже введенные ограничения на российскую нефть и нефтепродукты, а также проблемы с поставками сжиженного и трубопроводного газа, добавляет он.

Общее снижение цен на газ и диверсификация поставок нефти дают надежду на то, что Европа выходит из энергокризиса, поэтому вряд ли стоит ждать глубокого спада производства в ближайшие месяцы, считает Миронюк. Тем не менее вероятность спада остается высокой: экономические барьеры, воздвигнутые в отношениях с Россией, будут сказываться на возможностях сбыта европейских товаров, прежде всего в машиностроительной отрасли, потребительских товаров, отмечает он. Сейчас торговый баланс еврозоны находится в дефиците, а это значит, что евро может иметь тенденцию к ослаблению, само по себе это позитивно для производства в еврозоне, но может иметь негативное влияние на потребительский спрос и на возможности импорта компонентов для производства, добавляет он. Учитывая то, что европейская экономика преимущественно ориентирована на внутренний спрос, объемы промпроизводства напрямую зависят от потребления внутри европейских стран и поэтому для того, чтобы уберечь промышленность от падения, европейским властям сейчас очень важно обуздать инфляцию, чтобы она не приводила к сокращению реальных доходов населения, указывает Миронюк.

Для разных стран еврозоны ситуация в промышленности будет развиваться в зависимости от структуры и особенностей отдельных европейских экономик, отмечает Копейкин. Так, для небольших экономик к высокой волатильности может вести и ситуация на крупнейших предприятиях, указывает он.

Например, в Словакии спад промышленности отмечается уже более полугода, существенное снижение производства помимо энергетики демонстрируют производство транспортного и машиностроительного оборудования, металлических изделий, резины и пластмасс, компьютеров и электроники, сообщает эксперт. Так, в августе Norsk Hydro заявляла о прекращении производства алюминия в стране на своем заводе Slovalco на фоне высоких цен на электроэнергию, напоминает Копейкин. Однако следует отметить, что, по предварительным данным, хотя промышленное производство в стране и снизилось за год почти на 5%, снижение далеко не перекрыло более чем 10% роста за 2021 г., добавляет он.

Словакия и Эстония, как одни из наиболее энергетически неустойчивых государств, сильнее всего ощутили проблемы с поставками энергоресурсов и электроэнергии, считает Перепелица. Эстония была частью энергосистемы СССР, что создало для нее зависимость от российских энергоресурсов, и прекращение их поставок через Финляндию вызвало существенный рост цен на электроэнергию, что и привело к такому серьезному падению промпроизводства, поясняет эксперт.

С другой стороны, в Дании, где значительная доля промышленного производства приходится на фармацевтическую отрасль, заметный рост был в первую очередь связан с крайне позитивной динамикой в этой отрасли, считает Копейкин. Одновременно росло производство электронных компонент, а также деревообработка, химия и нефтехимия, добавляет он.