В ВЭБе оценили потенциал кредитного портфеля на проекты импортозамещения

Он может составить от 5 трлн до 10 трлн рублей при предоставлении послаблений по рискам со стороны ЦБ
Способность преодолеть технологическое отставание достигается последовательным инвестированием на длительном временном горизонте методом проб и ошибок/ Александр Демьянчук / ТАСС

ВЭБ совместно с ЦБ и Минэком подготовит критерии для кредитования проектов технологического суверенитета с учетом риск-чувствительного подхода для банков – так называемый механизм таксономии проектов. Всего в рамках этого механизма планируется предоставить финансирование бизнесу (кредитный портфель) от 5 трлн до 10 трлн руб. в течение 2–3 лет. Об этом «Ведомостям» сообщил вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ.РФ Андрей Байда.

Подготовить таксономию ВЭБу поручили в Совете Федерации (СФ), следует из проекта постановления верхней палаты парламента. Документ есть у «Ведомостей», его текст был подготовлен по итогам выступления главы госкорпорации Игоря Шувалова в Совфеде 25 января.

Сенаторы рекомендовали ВЭБу обратиться в ЦБ с предложением о применении мер риск-чувствительного стимулирующего регулирования в отношении кредитных организаций, участвующих в финансировании проектов технологического суверенитета, говорится в документе. Нормативные правовые акты с целями, направлениями и критериями проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, а также правил соответствия им (таксономия) госкорпорация подготовит совместно с Минэком, следует из проекта постановления.

Цель таксономии – создание конкурентоспособных промышленных продуктов по критически важным направлениям, замещение поставок материалов, комплектующих и оборудования из недружественных государств, а также переориентация российского экспорта в дружественные страны, отметил Байда. По словам вице-президента, разработчики и производители технологий и критически важной продукции, описанных в таксономии, смогут получить поддержку от государства, при этом конкретный инструментарий еще прорабатывается. Например, инициаторы смогут привлекать кредиты на более выгодных условиях благодаря инструментам регуляторного стимулирования, добавил он.

Первоначально идея создания такой таксономии по аналогии с критериями для ESG-проектов принадлежала Банку России. ЦБ рассматривает введение риск-чувствительного стимулирующего подхода для проектов, которые обеспечат технологический суверенитет России и структурную трансформацию экономики (начало внедрения – 2023–2024 гг.), отмечалось в докладе ЦБ по развитию банковского сектора в период перестройки экономики. Проект документа был представлен в августе 2022 г. ЦБ будет дифференцировать стимулы в зависимости от кредитного качества заемщика, чтобы снизить потенциальные издержки от ослабления требований, отмечалось в докладе: пониженными коэффициентами риска смогут пользоваться только прибыльные банки.

Банк России прорабатывает возможность снижения для банков риск-веса по новым целевым кредитам и облигациям, которые направлены на финансирование таких проектов, подтвердил представитель регулятора. «Важно, что это будет риск-чувствительный подход: о сплошном снижении регуляторных требований речи не идет. Возможность использования пониженных риск-весов будет зависеть от устойчивости банков и надзорной оценки качества управления рисками в них», – добавил он. При этом размер стимулов для конкретных проектов будет учитывать как значимость проектов (по критериям правительства), так и непосредственно риски своевременного исполнения обязательств по кредитам, указал представитель ЦБ.

Устойчивость банковского сектора является безусловным приоритетом, подчеркивает собеседник, поэтому для ограничения системных рисков общий объем снижения требований к банкам будет лимитирован как доля от капитала банковского сектора. Кроме того, на первом (пилотном) этапе в программе сможет участвовать ограниченный перечень банков, указал представитель ЦБ. Механизм проектируется таким образом, чтобы при наличии достаточного количества проектов стимулирующий эффект мог бы быть достигнут по кредитам почти на 5–10 трлн руб. за весь период действия программы, подтвердили расчеты в Банке России.

Таксономия будет состоять из конкретных продуктов и услуг, которые необходимы для технологического суверенитета России и структурной адаптации ее экономики, отметил первый замминистра экономического развития Илья Торосов. Например, производство высокоскоростных лифтов, которые в настоящее время в России не производятся. Главный критерий – соответствие производства продукта или оказание услуги перечню таких проектов, указал Торосов.

В октябре «Ведомости» писали, что правительство сформировало пул из 162 проектов по критическим направлениям импортозамещения общей стоимостью 5,2 трлн руб. до 2030 г. Как сообщил первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков, из общей суммы планируемых инвестиций 2,3 трлн руб. будет предоставлено в виде льготных кредитов, остальные 2,9 трлн руб. – это средства инвесторов.

Минпромторг также определил четыре критерия отбора приоритетной продукции для реализации программ импортозамещения в промышленности. Во-первых, продукция должна относиться к обрабатывающим производствам – категория С в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, во-вторых, доля отечественной продукции на рынке должна составлять менее 40%. Третий критерий допускает развилку: либо в этой сфере должна быть высокая доля поставок из недружественных стран, либо продукция необходима для реализации инициатив социально-экономического развития. Четвертый критерий – включение в отраслевые планы импортозамещения Минпромторга.

Влияние на банковский сектор

Смягчение с точки зрения создания резервов при расчете достаточности капитала может стимулировать банки активнее кредитовать приоритетный для правительства сектор, отмечает руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. «По опыту проектного финансирования жилищного строительства мы видим, что и застройщики, и банки очень внимательны к инструкциям Банка России, которые описывают подходы к формированию резервов, и стараются так структурировать свои сделки, чтобы попадать под максимально благоприятные режимы, и это действительно влияет на их решения», – указывает он. Подход выглядит не директивным, а стимулирующим, указывает Солнцев: это подразумевает принятие бо`льших рисков, но банки не возьмут их больше, чем это возможно.

Эта инициатива напрашивалась с первых обсуждений перестройки экономики, считает управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. Для банков снижение риск-весов по требованиям означает возможность относительно свободно наращивать новые источники процентного дохода при ограниченных в текущей операционной среде темпах генерации капитала или вовсе при дефиците капитала для принятия новых рисков, добавляет он.

Применение пониженных коэффициентов риска, безусловно, сделает более привлекательными такие проекты для кредитных организаций – они будут охотнее выделять капитал, расширение такого кредитования будет оказывать меньшее давление на нормативы по сравнению с существующими направлениями, отмечает старший директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.

По словам Беликова, риски такого финансирования действительно можно считать ограниченными, поскольку в подобных проектах логично ожидать прямого или косвенного участия государства. «В идеале оно должно выражаться субсидиями и (или) государственными гарантиями, которые можно было бы рассматривать как безусловное кредитное усиление», – добавляет он. Основная неопределенность для банков – это не нагрузка на капитал и кредитный риск, а источники фондирования таких долгосрочных операций, считает Беликов. Профицит ликвидности банковского сектора (банки размещают на депозитах в ЦБ огромные объемы средств с начала года. – «Ведомости») говорит о наличии проблем, поскольку значительная часть ресурсной базы банков краткосрочна и подвержена волатильности, особенно при текущем информационном фоне. Средства институциональных инвесторов остаются в дефиците и ограничены по потенциальным темпам прироста, поэтому для финансирования таких проектов нужны общая стабилизация пассивов и снижение волатильности привлеченных средств населения, отмечает Беликов.

Инвестирование в новые продукты, особенно с высокой технологической компонентой, обладает повышенной рискованностью для кредитора – всегда неопределенным остается перспектива спроса, который достигает устойчивости только на относительно зрелой стадии развития таких продуктов, добавляет Пивень. При этом неоднозначной остается и способность преодолеть технологическое отставание, что достигается последовательным инвестированием на длительном временном горизонте – часто методом проб и ошибок, указывает эксперт.