Рост ставок ЕЦБ может остановиться к сентябрю

Инфляция достигнет таргета в 2% только к 2025 году
Для финансовой системы Европы, которая на протяжении многих лет развивалась в условиях околонулевых процентов по кредиту, ставки ЕЦБ выше уровней 3–3,5% уже представляют серьезную угрозу для стабильности крупнейших институтов/ Kai Pfaffenbach / Reuters

Наиболее «желательным» для Европы станет достижение максимальной ставки Европейского центрального банка (ЕЦБ) к сентябрю 2023 г. Об этом заявил член совета управляющих ЕЦБ и председатель Банка Франции Франсуа Вильруа де Гало. Это позволит общеевропейскому регулятору достигнуть таргета по инфляции в 2% уже к 2024–2025 гг., считает он.

В ходе заседания ЕЦБ от 21 июля базовая и депозитная ставки были повышены на 0,5 п. п. впервые за 11 лет и составили 0,5 и 0% соответственно. На последовавших двух заседаниях 8 сентября и 27 октября ставки были повышены на 0,75 п. п. и к концу осени составляли 1,25% – базовая и 0,75% – депозитная. На заседаниях 15 декабря и 2 февраля они были повышены на 0,5 п. п., на данный момент они составляют 3% – базовая и 2,5% – депозитная.

Для финансовой системы Европы, которая на протяжении многих лет развивалась в условиях околонулевых процентов по кредиту, ставки ЕЦБ выше уровней 3–3,5% уже представляют серьезную угрозу для стабильности крупнейших институтов, поэтому регулятор, скорее всего, действительно будет стремиться закончить цикл повышений к осени этого года, согласился управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Инфляция в еврозоне, несмотря на замедление до 8,6% в январе после 9,2% в декабре, продолжает оставаться выше таргета и существенного замедления пока не видно, что подтверждает рост базовой инфляции до 5,3% в январе, напомнил он. Поэтому стоит ожидать, что в ближайшие два заседания по ставкам – 16 марта и 4 мая – они будут повышены на 0,5 п. п., а на более поздних – 15 июня, 27 июля и 14 сентября – темпы повышения замедлятся. Возможно, после этого цикл закончится, полагает эксперт.

Максимальная ставка

Ближе к середине текущего года инфляционные процессы ощутимо замедлятся, но пока европейский регулятор вполне может довести ставку до 4–4,25%, считает руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов. Если к лету-осени 2023 г. не возникнет шоков на финансовых рынках и в капиталоемких отраслях, ЕЦБ действительно может завершить цикл повышения своих основных ставок, считает он. В данном случае возврат инфляции к 2% – это перспектива уже конца 2022 – начала 2023 г., полагает Локтюхов. Но нет уверенности, что период низкой инфляции в Европе будет длительным, сомневается эксперт. Риски нового взлета цен на сырье, на те же газ и нефть, в следующем отопительном сезоне сохраняются, добавляет он.

Максимумом ставок станет диапазон 4,5–5%, полагает Сусин. Негативное влияние на европейскую экономику от таких шагов проявится не сразу, так как в ней остается большой объем избыточной ликвидности, поэтому коммерческие банки повышают свои ставки гораздо медленнее, добавляет он.

Инфляция в ЕС

Рост потребительских цен в зоне евро составил 8,6% годовых по итогам января 2023 г., следует из данных Евростата. Это соответствует уровням мая – июня прошлого года, когда инфляция достигала значений 8,1 и 8,6% соответственно. В октябре этот показатель составил рекордные 10,6% годовых, после чего он сокращался до 10,1% в ноябре и до 9,2% в декабре. Цены снижаются стабильно: сокращение инфляции сохранилось на уровне 0,4% в январе (по сравнению с прошлым месяцем) после аналогичного значения в декабре. При этом с прошлого месяца не изменился показатель базовой инфляции (рост цен без учета энергии и продовольствия), он составил 5,2% годовых.

Достижение таргета в 2% при ставке 4–5% к 2024–2025 гг. возможно, хотя важно иметь в виду, что прогнозы европейского регулятора основаны на линейных моделях прогнозирования – непредсказуемость инфляционной динамики и динамики экономического роста могут замедлить выравнивание инфляции к таргету, считает Сусин.

Ключевая ставка ЕЦБ в этом году может достичь 4%, депозитная – 3,5%, скорее всего, это произойдет осенью и на этом цикл повышения процентных ставок может быть закончен, соглашается начальник отдела аналитики и продвижения «БКС мир инвестиций» Оксана Холоденко. В следующие пару лет монетарная политика может перейти уже в режим стимулирования, т. е. к снижению и сохранению ставок на низком уровне, считает она.

Опыт США, где повышение ставок ФРС происходило гораздо быстрее, показывает, что процентные расходы на обслуживание долга выросли за год: к IV кварталу 2022 г. – более чем на треть, напомнил Сусин, от $600 млрд до $851 млрд в годовом выражении. Такая же ситуация с некоторым лагом, вероятнее всего, будет характерна для многих европейских стран, у которых госдолг превышает 100% ВВП, – Франции, Италии, Португалии, Греции и др., в особо тяжелой ситуации окажутся бюджеты тех стран, в которых значительная часть долга является краткосрочной, считает он.

В любом случае наиболее острым последствием повышения ставок ЕЦБ станет реализация процентного риска в финансовой системе, отмечает эксперт. При том что большая часть обязательств – краткосрочные, повышение коротких ставок может привести к тому, что крупные финансовые институты и посредники столкнутся со значительными убытками, которые сильно ударят по капиталу отдельных фининститутов, указывает Сусин. Кроме того, регуляторы не до конца понимают, как риски распределены в финансовой системе, так как они многократно проданы и перепроданы финансовыми посредниками, добавляет он.