Власти решили расширить возможности единого ресурса сведений о россиянах

Это позволит перевести предоставление адресной социальной поддержки на качественно новый уровень
Обмен данными с регистром населения позволит ускорить назначение мер социальной поддержки и проактивно уведомлять граждан о них/ Сергей Савостьянов / ТАСС

Минфин совместно с ФНС и другими ведомствами решили в 2023–2024 гг. расширить возможности использования данных из федерального регистра населения – единого ресурса сведений о россиянах, следует из итогового доклада Министерства финансов к расширенной коллегии (документ есть у «Ведомостей»). В частности, планируется, во-первых, увеличить перечень поставщиков сведений в систему, а во-вторых, дать возможность гражданам вносить изменения о себе.

Минфин планирует синхронизировать регистр с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) – ее оператор станет еще одним поставщиком данных, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. ЕГИССО содержит в себе социально значимые сведения о физических лицах, за счет включения которых планируется повысить качество данных, а также оптимизировать состав информации, касающейся установления родственных и семейных связей физических лиц, добавил собеседник.

«Технологические возможности федерального регистра сведений о населении по установлению взаимосвязей в сведениях о физических лицах по признаку наличия семейных или родственных связей позволят перевести предоставление адресной социальной поддержки малообеспеченным семьям на качественно новый уровень», – говорится в докладе Минфина.

Синхронизация регистра и ЕГИССО необходима для более полной и актуальной информации о составе семьи в системах, пояснил представитель Минтруда. Сейчас в ЕГИССО есть данные органов опеки об установлении опеки и попечительства, а также о лишении, ограничении или восстановлении родительских прав, признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

Обмен данными с регистром населения позволит отражать в ЕГИССО сведения о супругах и родных детях, что, в свою очередь, ускорит назначение мер социальной поддержки и позволит проактивно уведомлять граждан о них.

Минфин также предлагает дать право гражданам направлять обращения для изменения сведений о себе в регистре. Для этого физлица смогут использовать порталы госуслуг (единый или региональный), пояснил представитель министерства.

«Ведомости» направили запрос в ФНС и Соцфонд (оператор ЕГИССО).

Создание системы утверждено федеральным законом от 2020 г., ее ввод в эксплуатацию запланирован поэтапно с 2022 до 2026 г. С этого года сведения из регистра стали доступны уполномоченным органам через механизм межведомственного взаимодействия, сообщалось в пресс-релизе ФНС (оператор системы). 

В регистре есть данные не только о россиянах, но и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих в России, а также временно пребывающих в стране трудовых мигрантах. Сведения из него могут использоваться в том числе для реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности страны, для официального статистического учета населения, подготовки проектов бюджетов, осуществления полномочий избирательных комиссий, следует из текста закона.

Дискуссионный вопрос

Появление единого регистра населения было дискуссионным вопросом, еще на этапе обсуждения законопроекта возникали технические сложности – например, как синхронизировать цифровые базы, СНИЛС, ИНН и другие сведения, – а также концептуальные: как обеспечить безопасность персональных данных, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Главной идеей регистра было упрощение системы госуправления в части синхронизации информации о предоставлении льгот, при расчете налогов и вычетов, добавляет он.

При этом информация, которая касается физлиц, очень динамична – нельзя оформить все сведения в автоматическом режиме, считает Климанов. Например, это касается владения имуществом – арест недвижимости, угон автомобиля, продажа или приобретение жилья, изменение долей собственности. Кроме того, установление родственных связей имеет много нюансов – это в том числе вопросы опекунства, незарегистрированных браков, детей от предыдущего супружества и т. д. 

Источники сведений

Согласно постановлениям правительства к закону о едином федеральном регистре населения, до 2026 г. поставщиками сведений должны стать МВД (паспортные данные и информация о временной регистрации, вид на жительство и т. д.), Минобороны (сведения о постановке на воинский учет и снятии с него), Минцифры (идентификатор учетной записи на сайте госуслуг), Минобрнауки (информация о научных степенях), Рособрнадзор (номера документов об образовании и т. п.), ФНС (ИНН, регистрация в качестве предпринимателя, данные из загса и др.), Роструд (СНИЛС и др.), Соцфонд (до 2023 г. – ПФР и ФСС; пенсионное страховое свидетельство и др.), Фонд обязательного медицинского страхования (полис ОМС), Росморречфлот (удостоверение личности моряка, если есть).
В качестве потребителей сведений определены органы государственной власти всех уровней, государственные внебюджетные фонды, многофункциональные центры предоставления госуслуг, избирательные комиссии, нотариусы (для совершения нотариальных действий от имени РФ), а также физлица (в части доступа к информации о себе).

Доступ к информации о родственных связях граждан может быть полезен по целому ряду причин, считает партнер юркомпании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Данные могут быть полезны для борьбы с уклонением от уплаты налогов за счет передачи имущества родственникам, имеющим льготы либо не являющимся гражданами России, они представляют ценность и для судебных приставов и конкурсных управляющих, разыскивающих активы должника, отмечает юрист. Также, по его словам, актуально пополнение базы данных воинского учета. «Прошлогодняя ситуация с мобилизацией внесла коррективы в представление о том, как должны выглядеть сведения в регистре. Многие проблемы возникли из-за отсутствия стыковок государственных систем – например, были ситуации, когда призывали многодетных отцов», – указывает Климанов.

Расширение источников информации нужно также для расчета имущественного ценза, который учитывается при назначении единых социальных пособий для семей, добавляет эксперт. В будущем для регистра населения было бы хорошо синхронизировать понятия семьи и домохозяйства, которые используются в системе социальной помощи, налоговом администрировании и статистическом учете, потому что пока они не стыкуются, считает Климанов.

В целом государство научилось извлекать пользу из всевозможных информационных систем, говорит Климанов. Например, благодаря цифровизации налоговый учет стал прозрачнее, а социальная помощь – адреснее, указывает экономист. При этом у таких масштабных систем всегда есть риски, указывает Федюкин. «Чем обширнее эта база, тем выше к ней интерес, а чем больший круг лиц имеет к ней доступ, тем выше и риски утечки. К сожалению, даже самые совершенные системы защиты данных – например, от кибератак – неэффективны, если мы говорим о человеческом факторе», – указывает он.