В Госдуме предложили ЦБ разработать стратегию поддержки трансформации экономики

Эксперты считают, что это прерогатива правительства
Евгений Разумный / Ведомости

Госдума попросила ЦБ разработать среднесрочные и долгосрочные стратегии поддержки трансформации российской экономики в условиях перманентных кризисов и длительного периода санкций. Это следует из проекта заключения четырех думских комитетов (по финрынку, по бюджету и налогам, по экономической политике, по контролю) на годовой отчет Банка России за 2022 г. Документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил источник в Госдуме.

В стратегиях нужно уделить внимание практикам, мерам, задачам и ориентирам в области совершенствования регулирования, предложили депутаты. Еще они хотели бы видеть там информацию об управлении золотовалютными резервами, развитии национальной платежной системы и цифровом рубле, а также дальнейшем развитии финрынка.

В новых условиях такие меры должны быть направлены на решение нескольких задач – стимулирование инвестиций в производственные мощности и импортозамещение, обеспечение эффективного функционирования финрынка и его участников. Кроме этого, по мнению депутатов, в стратегиях необходимо отразить поддержку кредитования физлиц и юрлиц, противодействие банкротствам и росту неплатежей, а также повышение предсказуемости валютного курса.

У ЦБ при этом уже есть профильные среднесрочные стратегические документы – например, «Основные направления единой государственной ДКП», «Основные направления развития финансового рынка» и «Концепция цифрового рубля». Основные направления развития финрынка до 2025 г. ЦБ уже подготовил с учетом новых условий и вызовов, которые стоят на современном этапе перед российской экономикой в условиях санкций. Документ в том числе описывает участие банков в финансировании трансформации экономики, содействие девалютизации, развитие инструментов долгосрочных сбережений граждан, развитие международных расчетов и проч.

Рынку нужен план Б

В документе должна быть точно параметрически описана та цель и состояние, к которому экономике России стоит двигаться в рамках реализуемой трансформации в условиях перманентных кризисов и затяжного периода санкций, считает доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Гордиенко. Подобная проработка в будущем позволит увидеть и детализировать дополнительные отчетные параметры Банка России, а также меры, которые будут способствовать достижению целевого состояния. По словам эксперта, стратегия может позволить сформировать видение собственного развития и «создаст ожидания» всех участников экономических отношений. В качестве примера доцент приводит применение методов и обширных горизонтов планирования в Китае. Там власти составили программу развития до 2050 г.

Планирование с точки зрения санкционного ужесточения необходимо, но скорее в виде не стратегии, а плана Б, полагает председатель комитета «Опоры России» по финрынкам Павел Самиев. По его мнению, речь должна идти о ревизии уже существующих защитных механизмов, т. е. тех мер, которые позволяют минимизировать урон от внешних шоков. У регулятора и властей должен быть прозрачный набор потенциальных действий – например таких, как создание НСПК и карты «Мир» в свое время, напомнил он.

Впрочем, многие проекты, которые появились как ответ на санкционные ограничения, заработали и без специальных документов, отмечает Самиев. Поэтому, по его мнению, от ЦБ хотелось бы видеть систематизацию этих шагов, которая будет периодически обновляться.

Стратегии – это задача правительства

Директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой считает, что государственных стратегий и так хватает. Задача ЦБ – обеспечивать стабильную инфляцию около 4% и финансовую стабильность, говорит эксперт. Для этого нужно создавать условия для развития финрынка, чтобы компании могли привлекать капитал, а инвесторы – иметь возможность инвестировать в эти компании. Все остальное – задача правительства, уверен эксперт. С ним согласна руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, но допускает, что частично стратегии могут разрабатываться совместно. Поэтому предложения депутатов могли бы быть реализованы на уровне детализации ЦБ разработанных совместно с правительством концепций, резюмирует она.

Полевой не видит смысла в управлении золотовалютными резервами в текущей ситуации. Платежная система и цифровой рубль, по его мнению, также успешно развиваются. Предсказуемость курса он называет «довольно деликатным вопросом», учитывая природу факторов, на него влияющих. Многие из них остаются вне контроля ЦБ, объясняет эксперт, – это внешний фон и решения властей, влияющие на потоки капитала.

Центральный банк совместно с Высшей школой экономики без сомнения легко могут написать красивую стратегию, считает председатель совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Владимир Гамза. Но вместо этого депутатам нужно внести изменения в закон о ЦБ и установить для регулятора жесткий KPI в сфере экономики. Это обеспечение инструментами денежно-кредитной политики стабильного роста экономики, привлечения необходимых инвестиций в основной капитал и достаточного финансирования МСП. Если эти показатели будут установлены законодателем, то ЦБ сам определит стратегию и планы по их достижению. В других случаях регулятор сможет написать любые стратегии в рамках своей легкой задачи добиться снижения инфляции, даже ценой сдерживания экономического роста.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина