Минфин предлагает оформить разовый сбор с бизнеса как «чрезвычайный налог»

Это следует из законопроекта «О налоге на сверхприбыль прошлых лет» и поправок в НК, говорят источники «Ведомостей»
Ведомство Антона Силуанова приблизилось к законодательному оформлению нового налога для бизнеса/ Евгений Разумный / Ведомости

Минфин предлагает оформить разовый сбор с бизнеса – так называемый windfall tax – как «налог чрезвычайного характера». Возможность установления таких налогов предлагается закрепить в Налоговом кодексе (НК). Об этом сообщили «Ведомостям» два источника в компаниях – крупных налогоплательщиках, знакомых с предложениями. По их словам, Минфин подготовил отдельный проект закона «О налоге на сверхприбыль прошлых лет», а также поправки в ч. 1 и ст. 270 ч. 2 НК. Законопроект был направлен крупным налогоплательщикам для предоставления комментариев, уточнили собеседники «Ведомостей».

Под обязанность уплаты сбора попадут не только российские, но и иностранные организации с постоянным представительством в России, сообщили источники. По их словам, законопроектом также вводится ряд исключений для уплаты налога. Налоговая база принимается равной нулю, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021–2022 гг. не превышает прибыль за 2018–2019 гг. и если она составляет менее 1 млрд руб. Согласно законопроекту, освобождаются от уплаты налога компании, добывающие нефть, газ и уголь, нефтеперерабатывающие предприятия, производители сжиженного природного газа с действующим производством и экспортом, а также компании из реестра малого и среднего предпринимательства, пояснили источники. О том, что разовый сбор в бюджет заплатят все компании с чистой доналоговой прибылью свыше 1 млрд руб., за исключением предприятий нефтегазового и угольного секторов, а также малого и среднего бизнеса, сообщал ранее замминистра финансов Алексей Сазанов.

Ранее в понедельник «Интерфакс» сообщил, что ставку налога предлагается установить в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 гг. над аналогичным показателем за 2018–2019 гг. Вступление закона в силу предусмотрено с 1 января 2024 г. При этом в случае уплаты сбора с 1 октября по 30 ноября 2023 г. бизнес получит «скидку» и ставка будет уменьшена в 2 раза – до 5%. Эту информацию «Ведомостям» подтвердили источники.

В поправках предусмотрено, что налогоплательщик может уменьшить сумму налога на внесенный заранее добровольный платеж, который будет принят к вычету, сообщили источники. Таким образом перечислять средства в бюджет выгоднее – «ранний» платеж будет учитываться при расчете суммы налога в повышенном размере – с коэффициентом 2, пояснили собеседники. Иными словами, чтобы полностью погасить обязательство перед государством, срок исполнения которого наступит в 2024 г., плательщику достаточно будет до 1 декабря «добровольно» перечислить в бюджет половину величины налога. Когда наступит срок уплаты налога по закону, компания должна будет подать вместе с налоговой декларацией копию платежных документов, подтверждающих перечисление средств, описывают источники логику законопроекта.

Добровольно заплатить больше 50% планируемого налога и получить повышенный вычет не удастся – по словам источников «Ведомостей», в документе прямо указано, что вычет не может превышать сумму нового налога. Также не получится попытаться вернуть часть добровольно уплаченных средств, подав уточненную декларацию. При попытке вернуть деньги из бюджета налоговый вычет обнулится.

«Официально законопроект нигде не публиковался, я не комментирую то, что официально не публиковалось. Решение за правительством. Когда правительство со своей позицией определится, я смогу [прокомментировать]. Сейчас в процессе обсуждения», – сказал журналистам Сазанов (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель Минфина также не стал комментировать «Ведомостям» содержание законопроекта. «Платеж с непредвиденной прибыли, как и предполагалось изначально, планируется единоразовым. Планы в этом отношении не поменялись», – уточнил он, отвечая на вопрос, может ли чрезвычайный налог вводиться в последующем при схожих обстоятельствах.

«Ведомости» направили запрос представителям крупнейших налогоплательщиков в химической, металлургической отраслях, а также секторе удобрений. 

Нетривиальный законопроект

В современной истории России (после 1998 г.) прецедентов введения «чрезвычайных налогов» не было, отмечает партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept (бывшая КПМГ) Михаил Орлов. В 1993 г. вводился указом президента (№ 2270) «специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства», но он был не единовременным, а постоянным, напоминает эксперт. Его отменили в 1995 г. «Обсуждаемый налог, безусловно, крайне необычный для отечественной налоговой системы, а значит, можно предположить, что и правовое регулирование этого налога будет очень необычным», – подчеркивает эксперт.

Конструкции, создаваемые для введения в законодательство чрезвычайных платежей для бизнеса, и сами по себе нетривиальны, а нюансы и риски их применения станут отчасти ясны только в процессе применения, согласна партнер Б1 (ранее EY) Марина Белякова. Законодательно уплатить в 2023 г. еще не введенный налог действительно выглядит делом невозможным, поэтому такая выплата, вероятно, может иметь специфическую природу, добавляет эксперт. По ее словам, уменьшить на нее налог в 2024 г. возможно, если соответствующий вычет будет регламентирован.

История чрезвычайных налогов

Исторически чрезвычайный налог взимался при возникновении особых ситуаций, к которым относятся ведение военных действий, стихийные бедствия, политические перевороты. Распространение такой вид налогов получил во время мировых войн. В советское время чрезвычайный налог вводился, например, в 1918 г. для финансирования Красной армии – он взимался с богатых граждан.

В соответствии с НК новый налог нельзя ввести в действие раньше 1 января года, следующего за годом принятия закона, поэтому он не может появиться раньше 1 января 2024 г., напоминает Орлов. Даже добровольно нельзя уплатить несуществующий налог (а в период с 1 октября по 30 ноября этого нового налога в принципе еще не будет), указывает эксперт. Поэтому предлагается конструкция, при которой плательщикам будет предложено осенью уплатить некий добровольный платеж, который впоследствии можно будет учесть при расчете уже в 2024 г. сумм нового налога.

Вариант уплатить в 2023 г. половину налога, чтобы не платить его в 2024 г. в полном объеме, – это весомый стимул для бизнеса, считает Белякова. Хотя бизнес не испытывает особого энтузиазма от уплаты непредвиденных налогов, поэтому в целом о мотивации в этой ситуации говорить трудно, добавляет она. Желание уплатить этот взнос раньше времени будет зависеть от двух факторов, полагает Орлов. Во-первых, от того, будет ли уменьшаться рассчитанная сумма налога в 2024 г. в отношении тех плательщиков, которые в 2023 г. уплатят этот платеж в федеральный бюджет. Во-вторых, каждый плательщик будет для себя оценивать риски попадания в различные санкционные списки из-за того, что они в 2023 г. уплатят, по сути, добровольный платеж в федеральный бюджет.

Сумма сбора может оказаться и выше запланированных 300 млрд руб., считает Белякова. В случае досрочной выплаты компаниями разового сбора в размере 5% в 2023 г. общая сумма поступлений в бюджет от публичных металлургических компаний может составить 65 млрд руб., подсчитали аналитики телеграм-канала «Мои инвестиции».