Рэй Далио назвал причины отказа стран от доллара

Среди них – рост торговли в юанях и риски заморозки долларовых активов
Максим Стулов / Ведомости

Все меньше стран хотят использовать доллар в международной торговле и как средство накоплений, сообщил основатель крупнейшего хедж-фонда, миллиардер Рэй Далио в интервью с американским финансовым блогером на YouTube (его цитаты приводит Business Insider). По словам Далио, тенденция связана с ростом популярности юаня и рисками, которые выявили антироссийские санкции.

«Доллары – это долги. Иначе говоря, если кто-то, например центробанк, держит доллары, это значит, что он держит долговой актив», – сказал инвестор. По его словам, в текущих условиях использование странами американской нацвалюты означает для них чрезмерную подверженность рискам, которые несет сверхвысокий государственный долг США.

Мировые экономики принимали на себя долговой риск США, так как использование доллара позволяло им участвовать в международной торговле, подчеркивает Далио. По данным Банка международных расчетов (BIS), в апреле 2022 г. доля доллара в международных сделках составляла 90%. Вместе с тем, как следует из расчетов Financial Times, основанных на данных системы SWIFT, с начала СВО доля юаня в глобальных международных расчетах выросла более чем вдвое, с 2% в феврале прошлого года до 4,5% в феврале 2023 г., доля доллара составила 84,3%.

Также ощутимым ударом по привлекательности американской валюты Далио считает заморозку зарубежных российских резервов на сумму более $300 млрд. Значительная часть этих активов была номинирована в долларах, в связи с этим многие экономики ощутили на себе риск того, что подобные меры могут коснуться и их, поясняет инвестор.

В конце марта Бразилия и Китай заключили соглашение о взаимной торговле в юанях, а уже в середине апреля президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва призвал страны БРИКС отказаться от доллара и создать собственную альтернативную валюту для международных расчетов. В конце января глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что вопрос создания такой валюты будет обсуждаться на саммите БРИКС, который пройдет в конце августа в ЮАР.

Проблемы с долларом

Доминирующая роль доллара в мировой экономике закрепилась в связи с тем, что после Второй мировой войны на США приходилось около половины мирового ВВП и еще большая доля финансовых активов, сейчас эта доля составляет около 20%, указывает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. В связи с этой тенденцией можно ожидать, что доля американской валюты в резервах центральных банков будет уменьшаться, полагает эксперт. При этом очень маловероятно, что какая-то одна национальная валюта будет в будущем играть такую же важную роль для мировой экономики, сомневается Копейкин.

Госдолг США сам по себе не является определяющим в вопросе привлекательности доллара для других стран – гораздо опаснее в данном случае трудности с его обслуживанием на фоне роста ставок ФРС, считает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица. При ощутимом риске заморозки активов многие страны с большей вероятностью захотят перевести свои долларовые резервы в другие валюты, а это значит, что будет высвобождаться значительная ликвидность американской валюты, считает Перепелица. По его словам, это создает дополнительное инфляционное давление и вынуждает ФРС дальше повышать ставки. Таким образом, увеличиваются риски как для американской экономики, так и для стран, которые держат свои активы в долларах, заключает Перепелица.

Заморозка резервов Банка России – самая крупная операция такого рода, поэтому сомнения в долларе, которые она вызывает, вполне оправданны, соглашается Копейкин. Тем не менее ранее США и их союзники так же замораживали активы Ирана, Венесуэлы и Афганистана, поэтому подобные риски уже давно осознаны на международном уровне, указывает он. По словам эксперта, это создает стимулы к диверсификации официальных резервов и наращиванию доли золота в них. В связи с этим доля американской валюты в центробанках снизилась с более чем 70% в 1999 г. до 59% в начале 2023 г., говорит эксперт. Часть стран включают в состав резервов юань и золото – такое решение принял не только Банк России, но и центральные банки Израиля, Китая, Турции, Индии, Казахстана, Узбекистана, Саудовской Аравии, напоминает Копейкин.

На данный момент заморозка долларовых активов других стран вполне вероятна и даже выгодна для США, так как она позволяет снизить рост инфляции на замороженную сумму, изымая ее из оборота, указывает Перепелица. Сейчас наиболее вероятна заморозка активов Китая при условии военного решения тайваньского вопроса, добавляет он.

Перспективы юаня

Несмотря на дискредитирующие санкции, явный уход из доллара в юань пока неочевиден, отмечает замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Тем не менее доля юаня в международных расчетах может резко увеличиться, если он станет полностью рыночной и конвертируемой валютой, допускает он. Если у Китая будет возможность применения стандартных мер промышленной политики, в том числе субсидий и расширенного госфинансирования, то можно будет относительно безболезненно устранить воздействие монетарных властей Китая на валютный курс юаня, полагает Миронов. Это, помимо роста привлекательности юаня, уменьшит глобальные дисбалансы и резко повысит устойчивость мировой экономики, уверен он.

Хотя роль китайской валюты в мировой экономике растет, пока она заметно отстает от значимости экономики КНР, это связано с существенными ограничениями на ее конвертируемость, считает Копейкин. По данным МВФ, на юань приходится менее 3% всех официальных резервов мировых ЦБ, а в китайской торговле товарами с внешним миром на расчеты в юанях пока приходится лишь около 20%, отмечает он.

Доля юаня в ближайшей перспективе вряд ли превысит долю доллара США в международной торговле, но тенденция к активному использованию китайской нацвалюты во взаиморасчетах азиатских и ближневосточных стран есть, отмечает Перепелица. Вероятно, доля расчетов в юанях и долларах США сравняется на горизонте ближайших пяти лет, ускорить этот процесс может мировой финансовый кризис и усиление инфляции в США, допускает он.

Вероятно, для установления доминирования юаня потребуется не менее 10 лет при сохранении устойчивого и высокого роста и технологического развития китайской экономики, считает главный аналитик ПСБ Денис Попов. Наиболее вероятен отказ от доллара и переход на юань в расчетах с Китаем стран Персидского залива, а также отказ стран ЕАЭС от долларовых расчетов и переход на рубли, полагает Перепелица. От валюты США в пользу евро могут отказаться и страны ЕС в расчетах с азиатскими партнерами, говорит эксперт.