Как будут платить налоги работающие за границей фрилансеры

Юристы проанализировали новый законопроект правительства
Предложение в большинстве случаев будет противоречить правилам ОЭСР, за исключением ситуаций, где налогоплательщик-нерезидент будет иметь базу в России – «кабинет, стол, стул» / Getty Images

Минфин предложил уточнить условия, при которых доход от деятельности россиян из-за рубежа подлежит налогообложению в России. Это одна из мер в пакете поправок в Налоговый кодекс, внесенном правительством в Госдуму. Изменения предлагается внести в ст. 208 НК (доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за ее пределами).

Согласно законопроекту если при выполнении работ используются российские домены, сетевые адреса или серверы, то доходы от такой деятельности будут облагаться подоходным налогом в России (считаться от источника РФ) при соблюдении хотя бы одного из трех условий. Если физлицо было налоговым резидентом России (т. е. исполнитель находился в стране больше половины года), или если доходы получены на счет в российском банке, или источник выплаты (заказчик) – это российская организация или индивидуальный предприниматель.

По словам источника, знакомого с ходом подготовки законопроекта, регулирование направлено на расширение контура доходов, которые считаются полученными в России. Сейчас, если, например, веб-дизайнер, нерезидент России, из-за рубежа исполнил заказ для российской компании, он не платит налог, поскольку этот доход не считается полученным от деятельности в РФ, пояснил руководитель налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Калинин. Этот пробел в законодательстве и планируется закрыть – российский сегмент интернета с точки зрения полученных доходов планируется приравнять к территории России, уточнил он.

Судя по тексту законопроекта, если для выполнения работ был использован не российский сегмент интернета, т. е., например, YouTube или Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), то такие доходы налогообложению не подлежат, даже если средства поступили, например, за демонстрацию рекламы от российской компании, отметил он.

Источник «Ведомостей» заверил, что эта «лазейка» также будет закрыта – блогеры, работающие за рубежом и размещающие контент на иностранных площадках, но получающие вознаграждение из России, также подпадут под российское налоговое законодательство и с их доходов будет удержан НДФЛ. Другой собеседник, близкий к правительству, подтвердил, что такой подход будет реализован. По его словам, этот принцип уже предполагается действующей редакцией законопроекта, но ее планируется скорректировать и более четко сформулировать это положение.

Налоговые поправки, предусматривающие применение 30%-ной ставки НДФЛ при дистанционной работе в российском сегменте интернета, не затрагивают сотрудников, которые работают по трудовым договорам, следует из пояснения Минфина. Для них действующие налоговые условия никак не меняются. Законопроект еще дорабатывается на площадке правительства, говорится в сообщении. На запрос «Ведомостей» представитель министерства не ответил.

Положение закона будет противоречить большинству соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), отметил Калинин. Будет действовать приоритет международного законодательства над национальным и в тех случаях, где формулировки будут идентичны тем формулировкам, которые заложены в модельной конвенции ОЭСР, у России не будет возможности облагать эти доходы на основании поправок в национальное законодательство, полагает он. В модельной конвенции заложен следующий принцип: приоритет отдается стране, где налогоплательщик является резидентом либо его работа выполняется с использованием «постоянной базы» в России – имеется в виду, что у плательщика есть «кабинет, стол, стул», пояснил эксперт. Во многом эти положения уже архаичны, они писались еще в прошлом веке, добавил Калинин. 

С учетом того что СИДН с большинством недружественных стран будут приостановлены, остается вопрос только с соглашениями с дружественными юрисдикциями. Налог, конечно, может быть удержан работодателем, но у работника будет право обратиться за возмещением налога, когда СИДН будет в силе и воспроизводить условия, прописанные в конвенции ОЭСР, подчеркнул Калинин.

Кто будет следить

Сейчас практика очень разнообразна и зависит от многих факторов, отметил партнер Kept Донат Подниек. Некоторые работодатели перевели работников на удаленную работу и предпочитают «не знать», где те осуществляют свою трудовую деятельность, и при этом продолжают удерживать НДФЛ по резидентской ставке (13 и 15%), но тут возникают риски с выполнением обязанности налогового агента по определению налогового статуса работника, пояснил он. Другие работодатели отслеживают, где работники осуществляют свою деятельность, и удерживают по правильной ставке в зависимости от налогового статуса работников. Ряд работодателей правильно оформляют их работу за пределами РФ, отслеживают, где работники осуществляют свою деятельность, и не удерживают НДФЛ с заработной платы.

Сейчас за определение статуса налогового резидента отвечает работодатель, напомнил он. На данном этапе работодатель представляется наиболее правильным лицом, ответственным за определение данного статуса, у других органов есть частичная информация. Можно было бы переложить эту функцию на налоговые органы, которые на автоматической основе собирали бы данные и доначисляли/возвращали бы НДФЛ налогоплательщикам при необходимости, продолжил он. Но такое изменение потребует существенных изменений как в Налоговом кодексе РФ, так и в порядке взаимодействия различных госорганов и налогоплательщиков. Потенциальные «кассовые разрывы» бюджета в результате такого изменения надо просчитывать.

«Оптимизация», как правило, отталкивается от требований бизнеса, поэтому в зависимости от потребностей и ситуации работника и работодателя новые правила не будут применяться в определенных случаях (в частности, к работникам по трудовому договору, заключенному по Трудовому кодексу РФ), резюмировал Подниек.

Ставки подоходного налога

Ставка НДФЛ сейчас установлена в размере 13% для налоговых резидентов России; 15% – для работающих в России нерезидентов или в случае если размер дохода резидента за год превышает 5 млн руб. Все прочие доходы физических лиц-нерезидентов облагаются по ставке 30%.

Сегодня ставка 30% при уплате НДФЛ уже применяется в отношении нерезидентов, напоминает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. То есть физлица, которые трудоустроены в России, но более полугода (183 дня подряд) находятся за рубежом, могут быть признаны налоговыми нерезидентами, а значит, наниматель должен удерживать НДФЛ в размере 30%. При этом в случае с фрилансерами и лицами, работающими на основании договоров гражданско-правового характера (ГПХ), не являясь при этом налоговыми резидентами, это правило не действует, отмечает юрист. Предполагается, что они выполняют работы в другом государстве, там декларируют свой доход и там же платят подоходный налог, поясняет Федюкин.

Согласно законопроекту при работе за границей исполнители по договорам ГПХ будут подлежать обложению в РФ по ставке 13 или 15%, если они будут резидентами, и по 30% – если будут нерезидентами, поясняет партнер Б1 (бывшая EY) Геладжо Дикко. При этом итоговая налоговая нагрузка на физическое лицо будет также зависеть от положений соответствующего международного соглашения в области налогообложения, добавил он.

Налоговые агенты, в том числе российские компании, и сейчас обязаны отслеживать наличие или отсутствие статуса налогового резидента для определения корректной ставки НДФЛ, указывает Дикко. Но в случае осуществления трудовых функций или работ по договорам ГПХ за рубежом компании на практике зачастую не удерживают НДФЛ в связи с тем, что данный доход не является доходом от источника в России, поясняет он. 

Рассматриваемые поправки в области НДФЛ на данный момент не распространяются на доход в иных налоговых режимах (ИП, самозанятые), указывает Дикко.

Сейчас у исполнителя нет обязанности уведомлять заказчика о наличии или отсутствии у него налогового резидентства, подчеркивает Федюкин. Вряд ли россияне-нерезиденты будут в восторге от появления обязанности декларировать в России свой доход, полученный по договору об оказании услуг или фриланса, говорит юрист. Из этого вытекает обязанность налогового агента, т. е. лица, которое является заказчиком, удержать сумму, необходимую для уплаты НДФЛ, как это происходит в случае с сотрудниками, работающими в штате, полагает эксперт. Таким образом, в уязвимом положении оказывается не столько сам фрилансер, сколько заказчик в качестве налогового агента, говорит юрист.

Инициатива назрела

Минфин предложил повысить НДФЛ для покинувших страну россиян еще прошлым летом. Тогда ведомство представило законопроект, содержащий множество поправок в Налоговый кодекс, в том числе в части налогообложения физлиц. В частности, предлагалось установить, что выплачиваемые российскими организациями – работодателями вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей дистанционно за пределами страны относятся в целях налогообложения к доходам от источников в России. 

Но уже осенью министр Антон Силуанов сообщил, что власти склоняются к отказу от предложения. Министерство финансов склоняется к тому, чтобы сохранить НДФЛ на уровне 13% для россиян, уехавших из страны, но продолжающих вести свой бизнес или работать в России. Об этом заявил министр Антон Силуанов в интервью Наиле Аскер-заде на телеканале «Россия 1».

«С точки зрения налоговой справедливости мы предусматриваем подготовку соответствующих законодательных решений о том, чтобы, несмотря на то что человек ведет свой бизнес в России, находясь за рубежом, он все-таки платил, соответственно, и подоходный налог», – подчеркивал тогда Силуанов.

В Думе и Совфеде ранее предлагали ввести ограничения для уехавших. Сенатор Андрей Клишас выступал за меры, которые бы сделали «менее комфортным» пребывание граждан за рубежом. «Правильно преференции для покинувших Российскую Федерацию отменить и ввести для них повышенную ставку налогообложения. Так будет справедливо», – считает спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Обложить подоходным налогом блогеров, использующих иностранные площадки, планировалось еще в 2021 г. Тогда налоговыми агентами предполагалось сделать сами платформы – YouTube, Instagram и т. д., писали «Ведомости». «Иностранные юридические лица, такие как Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России), YouTube, Instagram, Twitter, TikTok и т. д., в качестве налоговых агентов будут обязаны уплачивать в бюджетную систему РФ «налог за российских блогеров с доходов от рекламы в блоге», говорилось в плане развития отрасли информационных технологий в России.