Минфин утвердил финальную версию законопроекта о налоге на сверхприбыль

Windfall tax нужно будет уплатить не позднее 28 января 2024 года
Крупный бизнес должен будет перечислить сбор не позднее 28 января 2024 г., но при условии уплаты заранее Минфин обещал скидку/ Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Минфин утвердил порядок регулирования разового сбора с сверхприбыли бизнеса (так называемый windfall tax) и направил его в ведомства и деловые объединения с просьбой согласовать до 10 мая, следует из письма замминистра финансов Алексея Сазанова (подписано 28 апреля, материалы есть у «Ведомостей»). Получателями документа указаны Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Минздрав, Минэнерго, ФНС, Счетная палата, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Деловая Россия».

Для налога потребовалось два законопроекта: отдельный «О налоге на сверхприбыль прошлых лет», а также поправки в ч. 1 и ст. 270 ч. 2 Налогового кодекса (НК). Разовый сбор планируется оформить как «налог чрезвычайного характера», для этого в НК предлагается закрепить новый вид налогов.

Сбор нужно уплатить не позднее 28 января 2024 г., следует из документа. Вступление закона в силу предусмотрено с 1 января следующего года. Сумма исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, говорится в законопроекте.

Налог будет носить разовый характер, уверяет Сазанов. По его словам, «разработка законопроектов обусловлена текущей экономической ситуацией и тем фактом, что за 2021 и 2022 гг. наблюдался достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов в некоторых отраслях экономики, в связи с чем соответствующие организации смогли сформировать дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой».

Согласно законопроекту, обязанность уплаты сбора вменяется не только российским, но и иностранным организациям с постоянным представительством в России. Под исключение попадут налогоплательщики, у которых средняя арифметическая прибыль за 2021–2022 гг. была менее 1 млрд руб. Также законопроектом предлагается освободить от уплаты налога компании, добывающие нефть, газ и уголь, нефтеперерабатывающие предприятия, производителей сжиженного природного газа с действующим производством и экспортом, а также всех участников реестра МСП.

Из налоговой базы предлагается исключить прибыль, связанную с реализацией инвестпроекта, который является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, говорится в законопроекте. Ставку налога предлагается установить в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 гг. над аналогичным показателем за 2018–2019 гг., следует из текста законопроекта. При этом в случае уплаты сбора с 1 октября по 30 ноября 2023 г. бизнес получит «скидку» и ставка будет уменьшена в 2 раза – до 5%. Об этом же заявлял министр финансов Антон Силуанов 28 апреля.

Точечных исключений для отдельных компаний при этом не будет, подчеркнул он. 

В законопроекте, направленном ведомствам, «осенний платеж» предлагается оформить как налоговый вычет – в виде обеспечительного платежа. Его размер не может превышать половины суммы налога. Для подтверждения права уменьшения суммы сбора налогоплательщик должен будет подать одновременно с декларацией копию платежных документов, подтверждающих перечисление платежа, говорится в законопроекте.

В феврале Минфин оценивал потенциальные поступления от windfall tax в 300 млрд руб. Как сообщал в конце января первый вице-премьер Андрей Белоусов, идея сбора возникла из-за того, что у многих компаний финансовые результаты прошлого года «были сильно в плюс».

В отличие от предыдущей версии («Ведомости» описывали ее ранее) в утвержденном в Минфине законопроекте появился новый пункт. Предполагается, что налог не будут платить российские организации, которые на конец 2022 г. напрямую владели не менее 75% в компаниях, осуществлявших добычу углеводородного сырья или переработку нефти. По словам близкого к правительству источника, речь идет о вертикально-интегрированных холдингах – смысл этой нормы в том, чтобы не допустить изъятия денег у организации, которая владеет освобожденной от налога компанией.

По данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, госучреждений, некредитных финансовых компаний) в 2022 г. составил 25,9 трлн руб., что на 12,6% ниже показателей 2021 г. При этом, например, в строительстве сальдо в прошлом году выросло в 2,3 раза, в общепите – на 95%, в транспортировке и хранении – на 37,5%, в деятельности с недвижимым имуществом – на 22%. В 2021 г. сальдированный финансовый результат компаний составил 29,7 трлн руб., что в 2,6 раза больше, чем в 2020 г.

Представители Минэкономразвития и Счетной палаты сказали «Ведомостям», что документ поступил и будет рассмотрен в отведенные для этого сроки. В Минпромторг законопроекты еще не поступали, сообщили в пресс-службе министерства. В «Деловой России» сообщили, что изучают законопроект. Представитель РСПП отказался от комментариев. В Минфине, ФНС, Минсельхозе, Минздраве на запросы «Ведомостей» не ответили.

Сгруппировать или разгруппировать

В РСПП (представляет интересы крупного бизнеса) продолжается дискуссия – у членов объединения остаются вопросы, как будет распределена нагрузка по крупнейшим налогоплательщикам, отметил источник, знакомый с ходом обсуждения. По его словам, пока не совсем справедливым представляется расчет налога для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН; специальный режим для крупнейших холдингов, отменен с 2023 г., предполагал единую выплату с прибыли от объединения).

Групповой налог

Институт КГН заработал с 2012 г., он позволяет отдельным участникам одной группы суммировать прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них и платить налог как одна организация, так называемый ответственный участник, а сделки, заключенные между ними, не являются предметом контроля за трансфертным ценообразованием. В 2016 г. власти запретили создавать новые объединения и расширять действующие, а в 2018 г. был принят закон о ликвидации этого института с 2023 г.
В форме КГН были объединены 16 холдингов: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», X5 Group, «Транснефть», «Атомэнергопром», «Татнефть», «Новатэк», НЛМК, «Евраз», «Норникель», «Северсталь», «Мегафон» и «Мечел».

Финансовые результаты прибыльных участников КГН «схлопывались» за счет убыточных – если налог на сверхприбыль будет рассчитываться по этому принципу, то такие группы окажутся в гораздо более выигрышном положении, чем другие крупные бизнесы, не применявшие этот режим, пояснил он. С его точки зрения, следует рассмотреть вопрос учета показателей каждого отдельного члена холдинга, тем более что институт КГН уже аннулирован, а windfall tax – новая сущность. В таком случае нагрузка распределится более равномерно по крупным компаниям, пояснил он.

Налоговая база для участников консолидированных групп налогоплательщиков, в состав которых не входили компании из нефтегазовой сферы, определяется в целом по группе, говорится в тексте законопроекта. 

По данным Федеральной налоговой службы, в прошлом году в России действовало 16 КГН, в состав которых входило порядка 400 участников. 

Уплатят заранее

После введения единого налогового счета и единого налогового платежа в НК срок платежа установлен 28-го числа месяца, напомнил партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Таким образом, самый ранний срок уплаты налога в 2024 г. – это 28 января. Этот день выпадает на воскресенье, а в этом случае, согласно ст. 6.1 НК РФ, сроком платежа считается следующий за ним рабочий день, т. е. 29 января 2024 г., добавил Орлов.

Обычно по налогам устанавливаются более поздние даты уплаты, но в данном случае речь идет о чрезвычайном обстоятельстве, поэтому и общие подходы не совсем применимы, отмечает партнер Б1 Марина Белякова. Механизм дифференцированной ставки в зависимости от даты уплаты также нетривиален, назвать компромиссным его сложно, считает эксперт. При этом, по ее словам, прописанная «скидка» – это однозначный стимул уплатить налог раньше. 

Орлов также сомневается, что 5%-ную ставку при ранней уплате налога можно считать компромиссным вариантом. Кроме того, по-прежнему остается неясной правовая природа досрочного «обеспечительного платежа», указывает эксперт.

Авторы законопроекта сумели «не без изящества» сформулировать слишком сложный правовой механизм уплаты уже в 2023 г. налога на сверхприбыль прошлых лет, отметил директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. При этом формально соблюдены принципы налогового законодательства, в частности сформулированные в ст. 5 НК («действие актов законодательства о налогах и сборах во времени»), и одновременно решена задача, противоречащая этим принципам, – собрать искомую сумму, источником которой является «сверхприбыль» прошлых лет, добавляет он.

За счет рекордных продаж в 2022 г. для большого числа компаний налог будет применим, считает партнер департамента налогов и права компании ДРТ Татьяна Кофанова. По ее словам, в основном это крупные торговые компании. «Среди наших клиентов есть те, кто заплатит до нескольких сотен миллионов налога и, конечно, постарается заплатить по варианту в 5% при ранней уплате», – указала Кофанова. 

По словам Никитина, налогоплательщики могут столкнуться с издержками применения механизма – например, когда состоятся первые уточнения деклараций по налогу на прибыль за 2022 г. и «поплывет» вся база для определения и обеспечительного платежа, и вычета. «Отдельный интересный и напрямую связанный с новым платежом вопрос заключается в том, как подпадающие под действие законопроекта компании посчитали налог на прибыль за 2022 г. в части курсовых разниц – точнее, все ли посчитали одинаково», – указывает эксперт.