Уплату налогов за самозанятых хотят передать онлайн-платформам

Сделать площадки налоговым агентом предложил Минтруд
Выплату налогов за самозанятых могут поручить цифровым платформам занятости/ Максим Блинов / РИА Новости

Выплату налогов за самозанятых могут возложить на цифровые платформы занятости, площадки – посредники между исполнителем заказа и клиентом, такие как агрегаторы «Яндекса» или «Сбера». Об этом «Ведомостям» рассказали два участника обсуждения регулирования платформенной занятости, которое ведется в специальной рабочей группе по труду и соцполитике при Госдуме.

По словам собеседников, с инициативой передать функцию налогового агента площадкам выступил представитель Минтруда, а ФНС предложение поддержала. Идея также сформулирована в концепции законопроекта-спутника к новому рамочному законодательству о занятости населения, документ направлен в российскую трехстороннюю комиссию замминистра труда и социальной защиты Магомедом Абдулхалимовым. Он предлагает включить в перечень прав и обязанностей цифровой платформы занятости осуществление «функции налогового агента по исчислению и уплате налогов с доходов, полученных платформенным занятым». Как уточнил один из собеседников «Ведомостей», вероятность того, что норма войдет в законопроект, высока, но многое будет зависеть от окончательного решения ФНС.

Представители Минтруда, а также цифровых площадок «Яндекса», «Сбера», Ozon, YouDo не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Wildberries сообщил, что в компании готовы рассмотреть и обсудить предложение о передаче маркетплейсам функции налоговых агентов.

Права и обязанности

Самозанятые платят налог на профессиональный доход по ставке 4% при расчетах с физлицами или 6% при расчетах с ИП и юрлицами. Они самостоятельно декларируют доход и перечисляют платежи в бюджет. Сумма налога формируется автоматически в личном кабинете исходя из того, какую выручку указали участники режима. Как правило, она также рассчитывается системой, поскольку самозанятый привязывает к ней счет в банке, формальных отчетов и деклараций подавать не нужно.

Предложение сделать платформы налоговыми агентами разумно и логично, отметил секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. «Но цифровые платформы также должны быть и плательщиками страховых взносов», – указал он. При этом пока сам законопроект не готов, поэтому с ФНПР эта тема еще не обсуждалась, признал он.

При реализации предложения сделать площадки налоговыми агентами может возникнуть вопрос, как технически это обеспечить, например, если самозанятый работает на нескольких платформах и если у него есть сторонний заработок, отмечает один из участников обсуждения концепции регулирования платформенной занятости – вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова.

Важно, чтобы в законопроекте было прописано, что платформа платит налог только с доходов, получаемых непосредственно через ее инфраструктуру, указывает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. Это сходится с тем, как сейчас работодатель уплачивает подоходный налог за сотрудника, добавляет она.

У идеи есть как сущностные, так и юридические нюансы, считает руководитель налогового направления ЦСР Левон Айрапетян. В частности, возникает вопрос, как быть с доходами самозанятых, которые они получают наличными, оказав услуги через платформы (например, таксисты). «Очевидно, что платформа не сможет сразу удержать с такого дохода налог, но проблема, вероятно, решаема через систему взаиморасчетов с платформенным занятым», – добавляет он. Кроме того, обязанность налогового агента станет дополнительной административной нагрузкой на платформы. Но это предложение точно будет способствовать повышению прозрачности сектора частных услуг, добавляет эксперт. Реализация предложения потребует поправок в налоговое законодательство, считает Айрапетян.

Цифровые платформы могут стать не только налоговыми агентами, они могут выступать и гарантами социального страхования, полагает Овчарова. Это справедливо, если самозанятые будут приходить на площадку, где они платят налоги в полном объеме и выполняют обязательства перед заказчиками, которые им пропишет платформа, но в то же время смогут получать поддержку от нее в виде социального страхования, защиты в спорных случаях с клиентами, отмечает эксперт. Кроме того, платформы становятся некоторым инструментом гарантии и качества услуг, добавляет эксперт: они уже сейчас разделяют с исполнителем ответственность за их качество.

«Это новая модель взаимоотношений с самозанятыми, она все больше становится похожей на трудовые отношения», – указывает она. При этом у самозанятых остается самостоятельность в том, какой объем работы выполнять и в какое время. Поэтому в новом законопроекте для самозанятых должны быть прописаны как привилегии – социальная поддержка, – так и обязательства, в том числе налоговые, подчеркивает Овчарова.

Дискуссии о занятости

Реестр цифровых платформ занятости, который планируется создать для систематизации новых форм трудоустройства, судя по всему, будут вести налоговики, писали ранее «Ведомости». С этой инициативой также выступал представитель Минтруда. При этом порядок его формирования должно будет подготовить правительство отдельным актом – речь идет о критериях, на основании которых платформы будут включаться в этот реестр. Согласно предложенной концепции, для включения в реестр оператор площадки должен осуществлять информационный обмен с налоговыми органами. Некоторые площадки уже сейчас его ведут.

7,4 млн самозанятых

было зарегистрировано по состоянию на 30 апреля 2023 г. С начала введения специального налога на профессиональную деятельность самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 1,1 трлн руб. и заплатили 40 млрд руб. налогов, сообщала ФНС летом прошлого года

Транзакции таких платформ будут «окрашиваться», и ФНС сможет видеть заказы самозанятых, что позволит в том числе исключить серые схемы. Реестр предлагается сделать открытым, а включение в него – обязательным условием для осуществления деятельности цифровых платформ занятости.

Регулирование платформенной занятости должно было стать одной из глав закона о занятости населения, который сейчас проходит рассмотрение в Госдуме. При этом из-за разногласий сторон обсуждения (в нем участвуют помимо Минтруда и депутатов также работодатели от РСПП и профсоюзы в лице ФНПР) в рассматриваемом законе о занятости населения даны лишь общие определения платформенной и самозанятости.

Одним из поводов для дискуссии был вопрос статуса таких взаимоотношений, а именно являются ли они трудовыми. Разрешение этой дилеммы должно было помочь более справедливо очертить контур прав и обязанностей платформ и их участников, например таких, как обеспечение социальных гарантий. В одной из первых версий законопроекта для операторов цифровых платформ обязанности по отчислениям в пенсионные и социальные фонды не было предусмотрено. При этом операторам площадок предлагалось давать преференции в заказах тем работникам, которые добровольно подключились к системам соцгарантий, если самозанятый заключил договор негосударственного пенсионного обеспечения или ДМС.

Уточнение. Предлагаемый механизм администрирования, в рамках которого предусматривается удержание и перечисление налога на профессиональный доход (НПД) онлайн-платформами, уже реализован и может применяться в добровольном порядке, напомнил представитель ФНС уже после публикации материала.

Самозанятые вправе уполномочить одного из партнеров проекта (банки, операторы цифровых площадок, в том числе маркетплейсы) на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по НПД, добавил собеседник «Ведомостей».

При наличии соответствующего права на уплату налога, предоставленного налогоплательщиком, партнеры проекта получают информацию о налоговых начислениях от ФНС, уточнил представитель службы. При этом порядок удержания средств на уплату НПД может определяться платформами самостоятельно, продолжил он.

Вопрос возложения на цифровые платформы роли налоговых агентов самозанятых в обязательном порядке, по мнению ФНС России, требует дополнительной проработки.

«Профи» известно об этой инициативе, уточнил его представитель: она обсуждается уже несколько лет в различных вариациях. Технически несложно обязать платформы выплачивать налог за исполнителей даже при работе с несколькими платформами одновременно, полагает собеседник. У каждого самозанятого сумма налога считается потранзакционно: налоговой базой выступает денежное выражение дохода от каждой отдельной операции, уточнил он. 

Но сложность повсеместного применения подобной системы заключается в многообразии платформ и сервисов: многие из них не являются источниками выплат самозанятым и из-за этого не могут удерживать сумму налога из его дохода. В итоге перенос обязанностей на налогового агента затронет лишь те платформы, которые не просто предоставляют площадку для потенциальных сделок, но и участвуют в сделках от собственного лица – например,  берут оплату с клиентов, пояснил представитель «Профи». 

Без существенного изменения налогового законодательства не удастся решить задачу взимания налогов в обход самозанятых. Это может вызвать существенную нагрузку на отрасль, где платформы не встроены полноценно в расчёты с клиентом – а сейчас это либо наличные деньги, либо банковские сервисы.