Евросоюз признал вооружения углеродно нейтральным товаром

Это решение принято в интересах оборонной промышленности США, считают эксперты
Каждый поставляемый в Европу американский истребитель F-35 стоит около $100 млн/ Lukasz Glowala / Reuters

Продукция военного назначения будет считаться в Европе углеродно нейтральной. Товары ВПК исключены из механизма Трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который устанавливает плату – квазиналог – за выбросы CO2 при производстве. Внимание на пересмотр статуса военной продукции в CBAM обратили в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), «Ведомости» ознакомились с аналитической запиской учреждения. Акты, устанавливающие плату и вводящие исключения из механизма, Совет ЕС утвердил 25 апреля.

Как говорится в записке ИПЕМа, окончательно утвержденный в апреле документ в отличие от своих предварительных вариантов носит «очень детализированный характер, что может объясняться намерением избежать неправильного толкования его положений и закрыть «лазейки» по их обходу».

Нераспространение платежей CBAM предусмотрено для товаров, подлежащих перемещению или использованию в военной деятельности. В более ранних вариантах, опубликованных в том числе в 2022 г., этого положения не было, подчеркивают аналитики. Регламент относит в эту группу товары, которые задействованы в деятельности, организованной военными ведомствами государств – членов ЕС либо иной страной, с которой любое государство – член ЕС заключило соответствующее соглашение. Также в эту группу товаров относятся те, которые используются в военной деятельности по линии НАТО или по линии Общей политики безопасности и обороны ЕС.

Главным экспортером военной продукции в ЕС выступают США. Страны еврозоны импортируют товары американского ВПК по самой широкой номенклатуре – от истребителей и вертолетов до систем ПВО и морских вооружений. Экспорт вооружения из США в Европу в 2018–2022 гг. составил $15,5 млрд, или 23% всего американского экспорта вооружения, следует из данных Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). В ближайшие годы поставки будут расти из-за увеличения европейских закупок вооружений после начала СВО, прогнозируют в институте.

$15,5 млрд

составил Экспорт вооружения из США в Европу в 2018–2022 гг. Это 23% всего американского экспорта вооружения, следует из данных Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI)

Очевидно, что дополнительные платежи были отменены в интересах оборонной промышленности США и других стран, таких как Южная Корея, экспорт вооружений которых в страны ЕС будет в ближайшие годы расти, говорит источник, близкий к «Рособоронэкспорту». При этом современный истребитель оставляет при своем производстве не меньший углеродный след, чем пассажирский авиалайнер, иронизирует собеседник «Ведомостей» (продукция гражданского авиапрома будет облагаться углеродным налогом. – «Ведомости»).

Сложившаяся в мире ситуация выявила как ключевого выгодоприобретателя текущего положения в лице США, так и большое количество стран, утративших свои стратегические позиции в рамках всей мировой экономики, в первую очередь европейские страны, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Новикова. Помимо того что США привлекли в свою экономику много квалифицированной рабочей силы из Европы, а также целые предприятия, обладающие новейшими разработками, они еще и вынудили Европу приобретать их товары, напомнила эксперт. Европейские страны своим решением поддержали американскую оборонную промышленность, а значит, и всю американскую экономику в целом. США, как и в годы Второй мировой войны, наращивают производство вооружений, что приносит выгоду их экономике.

Подтверждение углеродного следа того или иного товара требует раскрытия большого объема информации, которой ВПК даже стран НАТО делиться друг с другом не захотят, указывает заместитель генерального директора ИПЕМа Александр Григорьев. Здесь надо не столько сравнивать углеродный след гражданской и военной продукции, сколько просто представить себе ситуацию, в которой ЕС начнет требовать у американских поставщиков вооружений раскрыть такую информацию для верификации, полагает эксперт.