Как уход Nike, Apple, Ford и других брендов повлиял на конкуренцию в России

Отказ иностранцев от бизнеса в РФ не всегда вел к монополизации рынков
По оценкам аналитиков, больше всего концентрация выросла в торговле моторным топливом, производстве автотранспортных средств и розничной торговле одеждой/ Максим Стулов / Ведомости

Уход западных компаний из-за санкций из России в прошлом году существенно повлиял на уровень конкуренции в ряде отраслей, причем не всегда отрицательно. К таким выводам пришли эксперты аудиторско-консалтингового агентства Kept (бывшая KMPG в России), следует из их доклада «Влияние ухода иностранных компаний на состояние конкуренции в России» (есть у «Ведомостей»).

Эксперты оценивали изменение концентрации на рынке в 2022 г. по сравнению с 2021 г. с помощью индекса Херфиндаля – Хиршмана. Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех компаний, действующих на рынке. Повышение концентрации говорит о том, что в среднем доли участников рынка укрупнились, понижение, наоборот, свидетельствует об уменьшении весов участников. Эксперты проанализировали более 600 представительств, филиалов, совместных и дочерних предприятий зарубежных компаний, а также рассчитали показатели концентрации 100 отраслевых рынков за 2021 г. и смоделировали предполагаемое изменение уровня на конец 2022 г. Главный показатель в формуле расчета – выручка компаний.

Где конкуренция падает и где растет

По оценкам аналитиков, больше всего концентрация выросла в торговле моторным топливом (+40%), производстве автотранспортных средств (+25%) и розничной торговле одеждой (+13%). Укрупнение долей в первой отрасли в Kept связывают с увеличением доли «Лукойла» в результате сделки по покупке сети АЗС Shell, во второй – с продажей доли Ford компании «Соллерс авто», передачей активов Mazda во Владивостоке в пользу ПАО «Соллерс», переходом Nissan под управление «АвтоВАЗа», а российских активов Renault – правительству Москвы для производства автомобилей марки «Москвич». Концентрация в торговле одеждой выросла из-за ухода как минимум 10 крупных игроков, в том числе Adidas, H&M, Marks & Spencer, Moncler, Levi Strauss, пишут эксперты. После ухода части зарубежных конкурентов доля отраслевого лидера «Спортмастер» может вырасти (составляла 12,5% на конец 2021 г.), считают эксперты.

Наибольшее сокращение индекса эксперты фиксируют в оптовой торговле одеждой, включая спортивную (-37%), производстве медицинских инструментов и оборудования (-35%) и оптовой торговле машинами и промышленным оборудованием (-35%). Снижение концентрации в торговле одеждой связано с уходом отраслевого лидера – компании Nike, доля рынка которого составляла в 2021 г. 27%. В результате уровень концентрации перешел из умеренного в низкий. Разукрупнение в производстве медицинских инструментов и оборудования произошло из-за прекращения деятельности «Термо Фишер Сайентифик» – официального представителя одноименной американской компании, которая была крупнейшей в отрасли.

Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не ответил на запрос. В октябре прошлого года заместитель руководителя ведомства Андрей Цыганов говорил «Ведомостям», что уход с рынка западных компаний и поглощение их активов российскими конкурентами действительно может привести к усилению концентрации бизнеса в некоторых отраслях. Но в то же время в ряде случаев уход западного бизнеса, напротив, может вести к усилению конкуренции, оговаривался Цыганов. «Вот ушла из России, например, компания Booking – это хорошо или плохо? Создает это условия или, наоборот, ограничивает? Конечно, создает. Потому что на это свободное место, естественно, должны зайти новые разработчики, так как спрос людей на поездки и размещение сохраняется. Такая же ситуация и на многих других рынках», – говорил он «Ведомостям».

Выжидательная позиция

Выручка отраслей, в которых выросла концентрация, составляет 34% от совокупного оборота всех отраслей в экономике России, отметил заместитель директора группы рыночных исследований Kept Георгий Пучнин. При этом, по словам Пучнина, некоторые из основополагающих по вкладу в ВВП отраслей экономики – например, горнодобыча, нефтегазодобыча, металлургия – традиционно представлены российскими компаниями, на конкуренцию в них уход иностранных компаний никак не повлиял.

По словам эксперта, многие иностранные компании, в том числе из крупнейших, все еще занимают выжидательную позицию или находятся в поиске выгодных предложений на продажу российских активов.

Изменение концентрации не дает однозначного ответа об уровне конкуренции, отмечает экономист Александр Исаков. Предложение товаров падает и в случае повышения, и в случае снижения концентрации, поэтому потребитель положительных результатов от перераспределения долей часто не фиксирует, продолжил он.

Рассчитываемый индекс слабо связан с качественными процессами структурной перестройки российской экономики, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая: ушедшие международные бренды в наиболее важных отраслях замещаются другими партнерами, например производителями из России и Китая, или переходят к бывшим менеджерам или неизвестным владельцам. При этом далеко не всегда замена ассортимента продукции происходит безболезненно для потребителей, говорит Беленькая. Одним из успешных примеров можно считать McDonald’s и «Вкусно – и точка», а вот, например, в автопроме процесс замещения растягивается на длительный период и сопровождается сужением доступного выбора для потребителя, говорит эксперт.

По словам Исакова, оценить изменение уровня конкуренции можно также по относительному росту цен в различных категориях. За два последних года к апрелю рост цен в продовольствии составил порядка 20%, тогда как в менее ресурсоемких отраслях небольшим компаниям проще заменить ушедшие иностранные фирмы – дополнительным фактором может служить то, что параллельный импорт проще организовывать небольшими партиями, т. е. особенно эффективными небольшие предприятия оказываются в сфере торговли, добавил автор Telegram-канала «Мои инвестиции» Родион Латыпов.

Развитие событий в российской экономике во многом напоминает историю ЮАР в 1980-е: тогда страна оказалась под санкциями и столкнулась с уходом иностранных предприятий, напомнил Исаков. Конкуренция снизилась, а местные предприятия использовали рост долей для построения конгломератов и укрупнения. «Следует ожидать сходных процессов и на российском рынке: компании будут стремиться расти вертикально, скупая поставщиков, и горизонтально, поглощая более слабых конкурентов», – отмечает эксперт.

Изменение конкурентной среды почти не сказывается на номинальном росте ВВП, который поддерживается относительно устойчивыми показателями производства и экспорта в сфере нефти и газа, металлургии и добычи, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк.