ФАС увидела плюсы для конкуренции в уходе зарубежных брендов

При этом параллельный импорт не ограничивает конкурентоспособность российских производств, считает глава ведомства
С уходом зарубежных брендов российские производители получили импульс к развитию/ Ведомости

После ухода зарубежных брендов ситуация с конкуренцией в некоторых отраслях даже улучшилась, сообщил «Ведомостям» руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский в кулуарах Евразийского экономического форума. Российские производители получили импульс к развитию, например, в сфере производства мебели и продуктов питания, отметил он. По его словам, отрасли, производящие в России востребованные товары, развиваются успешно.

При этом конкуренция, например, на автомобильном рынке зависит от эффективности процесса перестройки, отметил глава ведомства: «Это сложный технологический вопрос. Меры очень большие принимаются. Важно, чтобы работали заводы полноценно, выстраивалась новая логистика». В целом на уровне конкуренции в стране уход с российского рынка зарубежных компаний не сказался, считает глава ведомства.

Механизм параллельного импорта также не ограничивает конкурентоспособность отечественных производителей, добавил глава службы. Через него потребители обеспечены товарами в необходимом объеме, поэтому важно его поддерживать, отметил Шаскольский. «Он не мешает отечественным производителям. Мы поддерживаем введение параллельного импорта на все, кроме того, что локализовано, производится и главное – работает. Если оно [производство] работает и отгружает продукцию на внутренний рынок, тогда его можно исключить [из списка товаров, для которых разрешен параллельный импорт]. Все остальное – потребителю в плюс», – отметил Шаскольский.

Ранее консалтинговое агентство Kept (бывшая KMPG в России) провело исследование влияния ухода иностранных компаний на состояние конкуренции в России. По данным аналитиков, из-за ухода зарубежных брендов значительно выросла концентрация в торговле моторным топливом (это связано с увеличением доли «Лукойла» на рынке в результате сделки по покупке сети АЗС Shell), производстве автотранспортных средств (на фоне продажи доли Ford, передачи активов Mazda, Renault, Nissan) и розничной торговле одеждой (из-за ухода как минимум 10 крупных игроков). При этом, напротив, концентрация снизилась в оптовой торговле одеждой, включая спортивную (из-за ухода Nike), производстве медицинских инструментов и оборудования и оптовой торговле машинами и промышленным оборудованием. «Ведомости» писали об этом 17 мая.

В октябре прошлого года замруководителя ФАС Андрей Цыганов говорил «Ведомостям», что уход с рынка западных компаний и поглощение их активов российскими конкурентами могут привести к усилению концентрации бизнеса в некоторых отраслях. Но в то же время в ряде случаев уход западного бизнеса, напротив, может вести к усилению конкуренции. Например, уход Booking создал пространство для развития других аналогичных сервисов, так как спрос людей на поездки и размещение сохраняется.

Влияние сделок по приобретению иностранных предприятий на уровень конкуренции сильно зависит от условий контрактов и от покупателя, отмечает экономист Александр Исаков. Если иностранный владелец сохраняет опцион на обратный выкуп своей доли на длительный срок, что распространено в таких сделках, или покупатель активов – это компания из несвязанного сектора, то скорее уровень конкуренции не изменится, отмечает Исаков.

Полное отсутствие конкуренции может быть выгодным для производителя или продавца, но практически никогда не приводит к здоровому развитию рынка, отмечает управляющий директор – руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова. У локальных производителей возникает преимущество, в том числе за счет удорожания логистики у конкурентов, добавляет она. При этом упомянутый сектор производства мебели вряд ли выиграл от ухода крупного игрока. «Ушел источник строгих отраслевых стандартов, что не пойдет в плюс потребителям, кроме того, многие предприятия в его лице потеряли оптового потребителя и вынуждены перенастраивать каналы сбыта», – указывает эксперт.

На параллельный импорт «подсели» многие компании и это мешает развитию отечественного производства, считает руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, при уходе иностранной компании есть выбор: наладить выпуск на отечественных рынках, искать аналог на азиатских или открыть параллельный импорт. Зачастую выбирается наиболее простой путь параллельного импорта, говорит он. Помимо того, что снижаются стимулы открытия собственного производства, у механизма есть издержки на логистику – в результате товар стоит дороже, подчеркивает Климанов. «Конечно, нельзя производить все, но нужно понимать, что есть риски закрытия этого канала из-за действия третьих стран, усиления санкций. Важно это учитывать при планах по расширению параллельного импорта», – указывает эксперт.

Механизм повышает уровень конкуренции и сдерживает рост цен, спорит Исаков. Статистика инфляции показывает, что благодаря в том числе параллельному импорту рост цен на электронику был небольшим, по части позиций цены сегодня ниже, чем в 2021 г., говорит экономист. Долгосрочно параллельный импорт, например, легковых автомобилей может снижать стимулы для роста производства у «домашних» предприятий, отмечает он.

Разрешение параллельного импорта – это, безусловно, плюс для потребителей. За счет него поддерживается объем предложения на рынке, что несколько сдерживает цены, согласна Можарова. Инструмент позволяет сохранить доступ к товарам, у которых нет локальных аналогов и заменителей, это особенно важно для производственных секторов, отмечает эксперт. Основные риски параллельного импорта для потребителей, особенно в сегменте товаров повседневного спроса, – это увеличение контрафактной продукции и сложности с получением гарантийного и постгарантийного сервисного обслуживания, указывает эксперт.