Правительство готовит реформу механизма защиты миноритариев акционерных обществ

В законе об АО появится новое понятие – «связанные лица»
В Минэке решили, что появление института связанных лиц сделает законодательство более современным/ Евгений Разумный / Ведомости

Власти решили реформировать механизмы защиты миноритарных акционеров от поглощений: правительство подготовило масштабный пакет поправок к закону об акционерных обществах (АО; проект изменений есть у «Ведомостей»). Разработка документа вызвана «давно назревшей необходимостью» балансировки интересов основных и небольших собственников, связанных с приобретением крупных пакетов акций ПАО, следует из пояснительной записки. Ответственный за подготовку законопроекта – первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов. Механизм подготовлен в рамках плана Трансформации делового климата (ТДК, куратор программы – первый вице-премьер Андрей Белоусов)

Поправки вносятся преимущественно в ст. 84 этого ФЗ («Порядок оспаривания сделки, на совершение которой не было получено согласие»). Этот раздел закона об АО должен ограничивать основных собственников заключать сделки исключительно в своих интересах.

Аффилированность или связанность

Ключевое изменение, которое предлагает правительство, – это введение института связанных лиц. Он должен заменить действующий принцип определения аффилированности. Нынешнее регулирование при оценке структуры собственности учитывает не только долю, принадлежащую мажоритарию напрямую, но также акции, которыми владеют близкие к нему граждане или компании – аффилированные лица, констатируется в документе. Но подход к определению этого статуса слишком формализован и зачастую не отражает реальное положение вещей, отмечается в записке. Аффилированное лицо – термин из документа, которому уже более 30 лет, он закреплен только в законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г., напоминают авторы законопроекта.

«В европейском праве правила поглощения учитывают получение не только прямого, но и косвенного контроля над компанией, являющейся объектом поглощения. При этом лицо может контролировать компанию как самостоятельно, так и совместно с иными лицами», – говорится в пояснительной записке. С помощью связанных лиц фактически предполагается определять бенефициаров сделки. Под связанными понимаются следующие виды отношений:

  • супруги, родители, дети, братья и сестры (в том числе неполнородные), усыновители и усыновленные, а также подконтрольные им лица;

  • подконтрольные и контролирующие лица по всей цепочке корпоративных отношений;

  • лица, действующие на основе договоров доверительного управления.

Связанные лица будут считаться единой группой, заинтересованной в получении контроля над ПАО, т. е. в его поглощении. Это означает, что при повышении их доли до пороговых значений (30, 50 и 75%) они будут обязаны направить миноритариям предложение о выкупе акций. Эта обязанность уже предусмотрена при смене владельца ПАО или принципиальных изменениях в структуре собственности. Но, согласно законопроекту, она будет возникать, даже если стороной сделки будет выступать группа формально независимых, но фактически связанных между собой лиц.

«В соответствии с действующей редакцией закона об АО в случае косвенного или совместного распоряжения голосами лицо, не являясь владельцем крупного пакета акций, получает все преимущества и выгоды, связанные с обладанием корпоративного контроля, и при этом не несет обязанности по направлению обязательного предложения о выкупе акций у миноритариев. С таким подходом нельзя согласиться и с точки зрения защиты прав акционеров публичного общества», – подчеркивается в документе.

Другой принципиальный момент – это механизм принуждения группы связанных лиц направлять миноритариям обязательную оферту. В частности, бенефициары не смогут использовать полученный ими контроль для давления на решения компании до направления другим акционерам предложения о выкупе. Например, в ситуациях, когда владение связанных лиц повышается более чем до 50% ПАО (допустим, до 60%), они смогут использовать лишь половину от всех голосов, а остальные будут распределяться между миноритариями.

Еще одно нововведение – это расширение перечня акционеров, которые вправе требовать обязательной оферты. Сейчас предложение должно направляться исключительно владельцам голосующих, т. е., по сути, обыкновенных, акций. Законопроектом предлагается распространить эту норму в том числе на обладателей привилегированных бумаг.

В рамках реализации ТДК, предложено уточнить отдельные процедуры при приобретении крупных пакетов акций публичных обществ, введение новых последствий при их несоблюдении, а также доработать действующий механизм принудительного выкупа акций таких обществ, сообщил Торосов «Ведомостям».

Минфин поддерживает изменения в законодательство, которые направлены на защиту прав и интересов акционеров и инвесторов, отметил представитель ведомства. В частности, были поддержаны процедуры, гарантирующие покупку акций у миноритариев по более взвешенно» цене и дополнительные их права при смене контроля в ПАО, а также ряд других мер, которые снижают издержки покупателя крупного пакета.

Законопроект на прошлой неделе рассмотрел Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Совет одобрил законопроект, но призвал учесть замечания, которые были высказаны в его экспертном заключении. Из проекта следует, будто речь идет о введении в законодательство совершенно нового самостоятельного института – «связанных лиц», – не имеющего ничего общего с понятием аффилированности и которым предлагается заместить единую устоявшуюся категорию «аффилированные лица», говорится в заключении. Но сложно отрицать, что связанность для целей законопроекта необходимо рассматривать скорее как частный случай аффилированности, а именно как проявление наиболее значимых с точки зрения влияния и экономического контроля отношений аффилированности.

Совет по кодификации действует с 1999 г., он является консультативным органом при президенте и обеспечивает взаимодействие между федеральными и региональными органами госвласти, общественными организациями и научными учреждениями при рассмотрении вопросов, связанных с изменением гражданского законодательства. Экспертные заключения совета направляются президенту, Федеральному собранию, в высшие судебные инстанции. Возглавляет этот совет председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Опасные миноры

Наличие аффилированности сейчас оценивается в том числе на основании косвенных признаков, которые под законодательные критерии не подпадают, отметил советник Orchards Вадим Бородкин. Поэтому поправки в закон скорее направлены на унификацию правоприменительной, в том числе судебной, практики и распространение ее не только на отдельные банкротные и налоговые кейсы, полагает он. Если поправки будут приняты, то это, с одной стороны, приведет к унификации правил, но с другой – потребует более внимательной оценки наличия связанности лиц и те субъекты, которые ранее связанными не являлись, будут признаваться таковыми со всеми вытекающими проблемами, спорами, что создаст почву для будущих судебных разбирательств, прогнозирует Бородкин.

Любое расширение и размытие критериев аффилированности в корпоративном праве может не только послужить достижению правильной цели по защите интересов миноров, но и дать инструменты воздействия для корпоративного шантажа и гринмейла, резюмировал юрист.

«Сбер» и его миноры

Крупнейшая за последние годы сделка в сфере слияний и поглощений – это покупка правительством у ЦБ контроля в «Сбере» за счет ресурсов ФНБ в 2020 г. Сумма сделки составила 2,1 трлн руб. По сути, это было квазипоглощением – операция предназначалась для обхода бюджетных ограничений, сделка позволила направить на расходы 1,8 трлн руб. Тогда также встал вопрос о соблюдении интересов миноритариев. В первоначальном тексте законопроекта предполагалось, что ЦБ должен будет направить им оферту. Это привело к падению котировок «Сбера». Однако затем власти договорились обойтись без обязательного предложения: ЦБ и правительство заключили инвестсоглашение, где последнее обязалось в течение трех лет не отклоняться от намеченного регулятором вектора развития банка.

Понятие «взаимозависимые лица» появилось еще 25 лет назад в налоговом законодательстве и было сформулировано достаточно широко, напомнил партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Дмитрий Гараев. Впоследствии, с развитием законодательства о трансфертном ценообразовании, данное понятие уточнялось, но его широта сохранилась. В частности, для признания лиц взаимозависимыми оценивается возможность влияния лиц на результаты сделок между ними и/или экономические результаты их деятельности. Например, доля участия в капитале должна быть свыше 25%; наличие должностного подчинения у физических лиц; определенная степень родства между физическими лицами и др. Кроме этого лица могут быть признаны взаимозависимыми по неформальным основаниям по решению суда. Например, на практике налоговые органы в качестве аргументов для признания контрагентов взаимозависимыми отмечали у них наличие общего IP-адреса, счетов в одном банке, использование одного и того имущества, наличие единого офиса, ведение учета компаний одним и тем же лицом и т. д.

Сейчас аффилированность и так проверяется на основании данных государственных реестров, многие из которых являются публичными, напомнил директор, руководитель юридической практики компании ДРТ Никита Коробейников. Отношения родства между физическими лицами учитываются при определении аффилированности. В целом действующее законодательство придерживается достаточно сбалансированного подхода в отношении защиты прав миноритарных акционеров, а именно у миноритарных акционеров имеются понятные механизмы защиты своих прав против злоупотреблений со стороны мажоритарных акционеров. Но необходимо придерживаться соразмерного подхода, чтобы декларируемая защита на практике не выливалась в злоупотребления и фактическое блокирование деятельности компании, резюмировал эксперт.