Консенсус-прогноз «Ведомостей»: ЦБ не изменит ключевую ставку шестой раз подряд

Баланс рисков не достиг той точки, где требуется повышение ставки
Опрошенные «Ведомостями» эксперты разошлись во мнениях относительно ожиданий действия регулятора по изменению ставки до конца 2023 г. / Елизавета Аксенова / Ведомости

Совет директоров Банка России в пятницу, 9 июня, примет решение по ключевой ставке. «Ведомости» подготовили консенсус-прогноз из оценок ведущих финансовых институтов. Большинство опрошенных аналитиков – 16 из 20 – ждут сохранения ключевой ставки на отметке 7,5%. Четыре эксперта прогнозируют возможность рассмотрения вопроса о росте ставки на 0,25–0,5 п. п. Никто из опрошенных аналитиков не предположил, что Центральный банк России увеличит ключевую ставку на более значительную величину или уменьшит ее.

На последнем заседании совета директоров ЦБ 28 апреля регулятор оставил ключевую ставку без изменения пятый раз подряд. Баланс рисков для инфляции существенно не изменился с предыдущего заседания совета директоров, говорилось в сообщении ЦБ по итогам заседания. В то же время Банк России дал сигнал о повышении ставки на будущих заседаниях «в условиях постепенного увеличения текущего инфляционного давления». Решение было ожидаемым: опрошенные «Ведомостями» экономисты единогласно прогнозировали такой шаг. Один из 20 экспертов допускал ее повышение на 50 б. п., еще один экономист считал маловероятным, но не исключал повышения на 25 б. п.

По данным Росстата, с 23 по 29 мая инфляция ускорилась до 0,08% с 0,04% неделей ранее. С начала мая цены выросли на 0,21%. В годовом выражении на 29 мая инфляция составила 2,41% после 2,36% на предыдущей неделе, следует из обзора Минэкономразвития «О текущей ценовой ситуации». В апреле годовая инфляция замедлилась до 2,31% с 3,51% на конец марта и достигла минимума с февраля 2020 г. Данные за май Росстат опубликует 9 июня. Инфляционные ожидания россиян на ближайшие 12 месяцев в мае выросли до 10,8% с 10,4% в апреле.

ЦБ сохранит ключевую ставку и сигнал на следующей неделе, полагает главный экономист «Ренессанс капитала» Софья Донец. «Восстановительный рост экономики продолжился, не позволяя ЦБ расслабиться относительно рисков перегрева. Однако в реальности спрос только вышел на докризисный тренд, а инфляционное давление остается низким», – поясняет она.

В пользу сохранения ставки на ближайшем заседании говорит последняя статистика по ценам и ВВП в апреле, а также опросным индикаторам за май, полагает директор по инвестициям «Локо инвеста» Дмитрий Полевой. «С тезисом ЦБ о преобладании инфляционных рисков можно согласиться, но баланс угроз не достиг той точки, где требуется повышение ставки», – указывает эксперт. Фактическая сезонно скорректированная инфляция за месяц остается вблизи целевых уровней 4% в пересчете на год, добавляет Полевой.

Ставка останется без изменения, так как риски усиления инфляции во втором полугодии исключают вариант ее снижения, отмечает главный аналитик ПСБ Денис Попов. Низкая фактическая инфляция (существенно ниже таргета) и разнонаправленная динамика инфляционных ожиданий населения и бизнеса в мае не позволяют сформировать достаточно аргументов для повышения ключевой ставки, добавляет он.

Предпосылки к увеличению ставки

ЦБ России уже на июньском заседании может пойти на повышение ключевой ставки в качестве сигнала к предстоящему ужесточению ДКП, полагает аналитик банка «Хоум кредит» Станислав Дужинский. Существует вероятность ее увеличения на 0,25–0,5 п. п. По мнению аналитика, наметилась активизация потребительских настроений россиян за счет адаптации к новым экономическим реалиям. По данным Росстата, произошло ускорение динамики оборота розничной торговли в сегменте непродовольственных товаров и в услугах. Кроме того, по опросам, проведенным среди работодателей, многие из них планируют увеличить зарплаты своих сотрудников.

«Наряду с исчерпанием эффекта высокой базы в расчете индекса потребительских цен расширение платежеспособного потребительского спроса является значимым проинфляционным фактором», – заверил эксперт.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Михаил Зельцер также не исключает повышения ключевой ставки на 0,25–0,5 п. п. По его мнению, дно по инфляции уже пройдено и стоит ожидать дальнейшего ускорения роста цен до конца года. По оценкам эксперта, годовая инфляция может приблизиться к 6%. Тогда регулятор будет вынужден пойти на ужесточение ДКП, рынок должен быть к этому готов.

Состояние безработицы и рост зарплат указывают на активное восстановление экономики, а положительная динамика кредитования и накопления средств на текущих счетах свидетельствует о росте потребительской уверенности, полагает эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. При этом в сочетании с увеличением ценовых ожиданий в розничной торговле это может привести к быстрому ускорению динамики цен. Во избежание нарастания инфляционных рисков регулятор может пойти на превентивные меры и уже в июне начнет плавно ужесточать ДКП, считает он. Увеличение на 0,25 п. п. станет скорее сигналом для участников рынка к дальнейшей траектории изменения ДКП. В дальнейшем можно ожидать изменения ключевой ставки с шагом 0,5 п. п., полагает эксперт.

Есть ли риски

Российской экономике удастся избежать перегрева и уже во втором полугодии произойдет замедление ее роста и постепенное сокращение бюджетного стимула, считает Донец. Даже при некотором повышении цен не стоит переоценивать риски долгосрочной высокой инфляции в России. Потребительская активность населения немного выросла, в то же время россияне придерживаются сберегательной модели поведения, полагает эксперт. «В нашем базовом прогнозе мы видим пространство для укрепления рубля и ожидаем отсутствия дальнейшего роста бюджетных расходов, но вероятность ослабления рубля и возможные электоральные расходы остаются источниками инфляционных рисков», – добавляет эксперт.

По мнению заместителя председателя правления «Абсолют банка» Антона Павлова, нет перевеса в пользу проинфляционных рисков в текущей ситуации. По его словам, в ближайшей перспективе инфляция будет сохраняться на низком уровне под влиянием сезонных факторов – снижения цен на продовольствие и сельскохозяйственные товары.

В текущих условиях ужесточение процентной политики ЦБ России будет выглядеть неоправданным, считает директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Евгений Кошелев. Совокупность экономических и инфляционных факторов не указывает на ускорение темпов роста цен и роста интенсивности спроса, подчеркнул эксперт.

Перспективы до конца года

Опрошенные «Ведомостями» эксперты разошлись во мнениях относительно ожиданий действия регулятора по изменению ставки до конца 2023 г. В целом преобладают ожидания продолжения жесткого тона Банка России и перехода к действиям по ужесточению ДКП. Главным триггером для возможного ужесточения ДКП может стать чрезмерный рост инфляции во втором полугодии, что поставит под сомнение выполнение объявленной регулятором цели – устойчивого возврата к таргету в 2024 г., считает Попов.

Участники прогноза

В консенсус-прогноз «Ведомостей» включены оценки 20 организаций: банков «Русский стандарт», «Абсолют банк», ПСБ, Росбанк, «Локо-инвест», Совкомбанк, «Хоум кредит», ВТБ, инвестиционных компаний SberCIB, УК «Регион эссет менеджмент», «МКБ инвестиции», «Ренессанс капитал», «БКС мир инвестиций», «Финам», «Тинькофф инвестиции», рейтинговых агентств «Эксперт РА», НРА, АКРА, Bloomberg и Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Разворот в инфляционных ожиданиях в мае после двух месяцев снижения говорит о том, что доверие публики к достижимости инфляции в 4% снижается, указывает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. О том, что регулятор будет ужесточать ДКП, говорит увеличение потребительского кредитования темпами выше 1% в марте и апреле, ипотечного портфеля – на 2%. Кроме того, растут расходы бюджета и связанный с ним дефицит предложения труда, который увеличит инфляционное давление по мере того, как компании переносят издержки в цены своих товаров и услуг.

На ближайших заседаниях регулятор все-таки примет решение о повышении, так как проинфляционные риски преобладают, считает Павлов. Внешнеторговые отношения, спад в мировой экономике, ситуация на рынке труда и другие факторы по-прежнему оказывают сильное влияние.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Бойко