Инфраструктурные расходы регионов в I квартале 2023 года выросли на 65,5%

Доля богатых субъектов в общем объеме трат снизилась, что говорит о выравнивании дисбаланса
Ведомости

Объем инфраструктурных расходов российских регионов в I квартале 2023 г. вырос на 65,5% по сравнению с аналогичным показателем 2022 г. до 325,9 млрд руб. Об этом говорится в докладе аналитической компании Sherpa Group «Инфраструктура в регионах: долговая нагрузка и бюджетные вложения в отрасль», с которым ознакомились «Ведомости». Расчет основан на данных Минфина и не показывает региональные бюджетные вложения на новых территориях, включенных в состав РФ 5 октября 2022 г.

Наибольший рост инфраструктурных расходов показали регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (ЮФО и СКФО): 173,7 и 171,3% соответственно – до 40,9 млрд и 14,4 млрд руб. Эти показатели соотносятся с данными Росстата о резком увеличении объемов строительных работ в этих округах. Минимальные показатели роста отмечены в Уральском федеральном округе (УрФО) – на 6,3% до 12,6 млрд руб.

«Основной причиной [роста] стала низкая база I квартала прошлого года, когда власти регионов на фоне возникшей экономической и геополитической неопределенности резко сократили бюджетные вложения и стали их медленно наращивать лишь в следующие месяцы», – говорится в исследовании. В свою очередь, резюмируют авторы, повышенные расходы на инфраструктуру в I квартале 2023 г. возникли благодаря отложенному спросу на запуск проектов, а также ряду мер господдержки.

Низкий рост трат субъектов УрФО объясняется более высокой базой. Отмечается, что в случае неухудшения экономической обстановки тренд на опережающие темпы региональных вложений в инфраструктуру может сохраниться до конца текущего года, но будет «заметно ниже 65%».

Еще одним трендом I квартала 2023 г. в исследовании отмечается снижение доли топ-10 регионов в целом в общем объеме бюджетных расходов на инфраструктуру. Инвестиции регионов первой десятки рейтинга составили 211,5 млрд руб. (64,9%), около половины (105 млрд руб.) из которых пришлось на столицу – ее доля в общероссийских тратах составила 32,2%. Годом ранее доли топ-10 и столицы были выше соответственно на 6,3 и 3 п. п. «Это говорит об уменьшении и некотором выравнивании имеющегося инфраструктурного дисбаланса между российскими регионами», – говорится в докладе Sherpa Group.

Расходы ближайших к Москве субъектов рейтинга – Крыма и Самарской области – составляют 23,8 млрд и 17,8 млрд руб. соответственно. Отмечается, что годом ранее траты в условиях неопределенности могли себе позволить только субъекты с крупными бюджетами, тогда как остальные ставили такие расходы на паузу. Но уже к концу 2022 г. ситуация стабилизировалась.

«Подобное снижение [доли топ-10 регионов по инфраструктурным расходам и Москвы в частности], на наш взгляд, является позитивным сигналом для регионального развития инфраструктуры, которое по‑прежнему остается несбалансированным как между субъектами Федерации, так и внутри них», – говорится в исследовании. Меньше всего в I квартале 2023 г. средств из регионального бюджета на инфраструктуру потратила Владимирская область – 55 млн руб., рост год к году на 8,7%. Существенную долю расходов на отрасль здесь несет федеральный бюджет: за счет этих денег строятся участки трассы М12 Москва – Казань.

Государственный долг регионов к 1 апреля 2023 г. достиг 2,96 трлн руб., рост за квартал составил 6,4%. Нынешний уровень долговой нагрузки регионов остается одним из самых низких за последние 10 лет. По итогам 2022 г. он составил 20,9%, что «почти совпало» с итогом 2021 г.

Наибольшее увеличение долговой нагрузки (55,4% до 59,2 млрд руб.) зафиксировано в Ростовской области. В абсолютном выражении крупнейшим заемщиком является Москва. Госдолг столицы в I квартале 2023 г. вырос на 75,5 млрд руб. до 231,5 млрд руб. Долговая нагрузка обоих субъектов Федерации по итогам 2022 г. находится на приемлемом для заимствований уровне: 19,7 и 4,4% соответственно.

11 регионов в I квартале снизили объем госдолга, наиболее заметно как в относительном, так и в абсолютном выражении это удалось Бурятии: на 13,4%, или на 3,1 млрд руб. Сейчас госдолг республики составляет 20,3 млрд руб. Прежним уровень госдолга остался у 35 регионов.

«Мы полагаем, что наращивание заимствований субъектов Федерации пока не станет ограничителем для развития инфраструктуры, но могут возникнуть проблемы у наиболее закредитованных регионов (например, Удмуртии, Калмыкии и Мордовии)», – говорится в докладе Sherpa Group. У этих трех субъектов, а также у Костромской и Ульяновской областей объем долговой нагрузки на конец 2022 г. составлял от 80 до 104%.

К концу I квартала 2023 г. возможностью полностью заместить свой долг более дешевыми бюджетными кредитами воспользовался 31 регион (в 2022 г. – 16), а их общий объем с конца I квартала 2022 г. вырос более чем в 1,5 раза до 2,21 трлн руб. Это в том числе и инфраструктурные бюджетные кредиты, стимулирующие активность в отрасли. Объем полученного субъектом инфраструктурного кредита авторы доклада связывают с уровнем долговой нагрузки: чем она ниже, тем больший объем заимствования доступен.

Несмотря на зафиксированное увеличение инфраструктурных расходов бюджетов регионов в I квартале текущего года, эта динамика существенно не повлияет на инвестиционную активность в субъектах, считает директор ИНП РАН Александр Широв. На фоне сильной перегруженности региональных бюджетов «социальными и околосоциальными» обязательствами нужны гораздо большие объемы госсредств, добавляет он.

Существенный рост инфраструктурных расходов субъектов в январе – марте носит скорее технический характер и связан с изменением механизма авансового финансирования по госконтрактам, полагает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В качестве меры поддержки в кризисный период в марте 2022 г. правительство повысило размер аванса по госконтрактам с 50 до 90%. Данная мера способствовала ускоренному темпу осваивания бюджетных средств инвестиционного характер. Кроме того, в начале года увеличились объемы инфраструктурных кредитов, предоставляемых субъектам.

По мнению Климанова, вряд ли можно говорить о позитивном сигнале для регионального развития инфраструктуры. «Это довольно типичная ситуация для кризисного периода, когда бюджетные расходы богатых регионов проседают больше, чем менее обеспеченных и дотационных субъектов», – указывает эксперт.