Кооперация и зона свободной торговли: о чем договорились премьеры на форуме правительств СНГ

Премьеры стран Содружества подписали 15 документов об экономической интеграции
Каждая из стран СНГ нашла свое место в выстраивании логистических и производственных цепочек/ ТАСС

Россия выступает за взаимовыгодное и равноправное сотрудничество, не навязывая никому своих правил игры, заявил премьер-министр Михаил Мишустин в ходе расширенного заседания на Евразийском конгрессе в Сочи. Укрепление интеграционных связей стало главной темой первых двух дней переговоров с главами правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ). За два дня в двустороннем формате прошли встречи с премьер-министрами Кубы (наблюдатель в ЕАЭС) Мануэлем Марреро Крусом, Белоруссии – Романом Головченко, Армении – Николом Пашиняном, Киргизии – Акылбеком Жапаровым, Казахстана – Алиханом Смаиловым, Узбекистана – Абдуллой Ариповым, Азербайджана – Али Асадовым, Таджикистана – Кохиром Расулзада. Многосторонний формат обеспечили заседания Совета стран СНГ и межправсовет ЕАЭС.

Наглядным примером того, что кооперация между странами уже существует, должна была стать выставка «Евразия – наш дом». На ней Мишустину и его коллегам представили, например, проект «Евразийский автобус», который на 80% собран из компонентов, произведенных в государствах ЕАЭС. Страны – участницы выставки в оформлении стендов пытались продемонстрировать потенциал и сильные стороны своих экономик – производственные ноу-хау, товары сельского хозяйства, достижения в сфере транспорта. Сопровождали премьера в осмотре выставки его заместители – вице-премьеры Дмитрий Чернышенко, Марат Хуснуллин, Денис Мантуров (совмещает с должностью министра промышленности и торговли), Алексей Оверчук, Дмитрий Григоренко.

Есть что подписать

По итогам заседания СНГ главы правительств подписали 15 документов, среди которых наиболее важные – соглашение о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций, о взаимодействии при обмене данными мониторинга радиационной обстановки, а также концепция развития промышленной кооперации до 2030 г. По итогам межправсовета ЕАЭС были приняты решения о реализации цифровой повестки и взаимном признании документов об ученых степенях.

Даже в условиях сложной международной конъюнктуры и западных санкций ЕАЭС удалось удержать совокупный ВВП от глубокого падения – за прошлый год он сократился на 1,5%, отметил Мишустин. При этом значительно возросла взаимная торговля – на 14% к 2021 г. За I квартал этого года объемы выполненных строительных работ увеличились на 9%, производство продукции сельского хозяйства выросло на 3%, инвестиции в основной капитал – на 4%. «Это стало возможным во многом благодаря тому, что мы вместе действовали для повышения устойчивости экономик государств – членов союза. Антикризисные меры на деле показали свою эффективность», – отметил премьер.

Для укрепления связей нужно убирать барьеры и препятствия для бизнеса, сказал премьер. «Чем быстрее нам удастся убрать их в торговле, тем эффективнее будет и наше внутрисоюзное сотрудничество», – подчеркнул он.

Чтобы обеспечить мониторинг обеспеченности продуктами всех стран «пятерки», Мишустин предложил создать чрезвычайный продовольственный фонд стран ЕАЭС. Кроме того, в планах – перейти на комплексную электронную технологию доставки грузов поездами, сначала по территории союза, а затем при перевозках и с третьими странами, в частности с Китаем.

Действующая стратегия развития ЕАЭС формировалась «в совершенно иных экономических внешнеполитических условиях», поэтому ее необходимо обновить с учетом текущих вызовов, подчеркнул премьер. В новых документах стратегического планирования должны быть сформированы «основные векторы интеграции на ближайшие десятилетия».

В рамках «пятерки» уже договорились создать наднациональный механизм финансирования кооперационных проектов из общего союзного бюджета, напомнил Мишустин. Из него, в частности, планируется финансировать субсидии для экспортных кредитов. Приоритет для ЕАЭС – это переориентация торговых потоков на перспективные направления, отметил глава российского правительства. «Мы также прорабатываем новые торгово-логистические цепочки, создаем необходимую инфраструктуру для международных транспортных коридоров. Конечно, прежде всего это Север – Юг с выходами на государства Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии, а также на страны Африки», – сказал он.

У ЕАЭС есть потенциал для расширения торгово-экономических связей с другими странами и организациями, заявил премьер в ходе межправсовета. Например, с СНГ, Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. В прошлом году страны ЕАЭС, в которых действует единое таможенное пространство, начали переговоры о создании зоны свободной торговли с ОАЭ и Индонезией, удалось существенно продвинуться также в диалоге с Египтом и Ираном, напомнил премьер.

Ярким примером уже действующей кооперации стало строительство АЭС совместно с «Росатомом». Гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев представил проект сооружения станций российского дизайна в странах СНГ. Один из проектов реализуется на территории Белоруссии – для строительства потребовалась кооперация российских и более 110 белорусских организаций. Более 40% стоимости проекта составили средства белорусских компаний.

Помимо этого госкорпорация планирует построить первую малую АЭС за рубежом – в Киргизии. «Наша первая экспортная поставка, которая, на мой взгляд, будет такой флагманской для мирового экспорта, она будет в Киргизию», – заявил Лихачев.

Поводы для кооперации

Экономическая интеграция СНГ существенно ускорилась за последние 1,5 года, полагает резидент экспертного клуба ЦСР Михаил Федоров. Это обусловлено прежде всего санкционным давлением на Россию: необходимость выстраивать новую логистику и искать альтернативные локации для бизнеса однозначно стимулировала повышенный интерес российского бизнеса к странам ЕАЭС, пояснил он. Большинство стран ЕАЭС заинтересованы в роли посредника во взаимодействии России (и частично Белоруссии) с «внешним миром». А так как санкции – это всерьез и надолго, то и альтернативы кооперации нет, резюмировал Федоров.

Сотрудничество в атомной сфере имеет больший мультипликационный эффект, чем в любой другой сырьевой отрасли, отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В целом это другой уровень отношений, поэтому в данном случае речь идет даже не столько об относительно механической кооперации, сколько о взаимном влиянии и научном обмене. Россия со своей стороны может предложить обучение персонала, включение в процессы строительства местных подрядчиков, добавил Пикин. Малые АЭС могут стать новым ренессансом отрасли, полагает эксперт. Они очень нужны небольшим энергосистемам с развивающимися экономиками и их многие ждут, уверен он.

За последний год объем торговли между Россией и другими странами СНГ вырос в разы, что может свидетельствовать о развитии кооперации, но лишь формально, отметил аналитик УК «Ингосстрах-инвестиции» Кирилл Горбунов. Однако необходимо понимать, что большую часть этого роста обеспечивает ввоз необходимых для отечественной обрабатывающей промышленности импортных комплектующих, и о существенном качественном налаживании кооперации говорить не приходится. Для этого необходимо создание полноценных трансграничных цепочек добавленной стоимости, а не просто параллельный импорт, иронизирует он. Хотя, безусловно, странам СНГ сейчас очень интересно торговать с Россией, так как это генерирует значительную прибыль, в то время как для нашей страны эта мера вынужденная, признал Горбунов. Последние санкционные ограничения, к сожалению, подтвердили наличие множества импортных компонентов в составе отечественной продукции, резюмировал он.

Кооперация между компаниями стран ЕАЭС и СНГ скорее заложена на историческом уровне, так как до сих пор экономические связи стран бывшего СССР сохранились, полагает директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС Вилен Вардапетян. Развитие кооперации скорее произойдет в виде перезапуска исторически сложившихся компетенций этих стран, предположил он. Конечно же, санкционное давление на Россию является драйвером для перезапуска кооперационных проектов и принесет дополнительную прибыль как российским производителям, так и производителям стран-партнеров, согласился Вардапетян.

Темпы интеграции

Принципиальные изменения в степени интеграции, например создание общей валюты ЕАЭС, начнут проступать лишь после появления общей валюты России и Белоруссии, но это не произойдет скоро, полагает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Такой план имеет глубокие корни в прошлом, у него даже были сроки реализации – планировалось завершить мероприятия к 2005 г., напомнил он. Но в начале нулевых стало ясно, что обе страны не испытывают ни желания, ни потребности в отказе от суверенной денежной политики в пользу общего центрального банка, продолжил Исаков. Сегодня нет признаков, кроме формальных, активной работы над совместной валютой – например, соответствующего документа нет среди обзора денежной политики Банка России, который задает основные направления работы на следующие пять лет, резюмировал он.

Впрочем, на сегодня сценарий интеграции СНГ или хотя бы ЕАЭС по образу и подобию Евросоюза выглядит практически невероятным, сомневается доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Плеханова Максим Максимов. Лишь глубокая рецессия в странах ЕС, смена политического руководства в США и, как следствие, отказ от санкционной политики и попыток дестабилизировать ситуацию на границах России при помощи прокси-агрессии дадут импульс к запуску процессов трансформации ЕАЭС в объединение по стандартам ЕС. Пока политическая воля наших партнеров, за исключением Белоруссии, не распространяется далее договоренности по таможенным тарифам и торговле, резюмировал он.