В МВФ предупредили о монополизации рынка криптовалют платежными гигантами

Это уже произошло в Азии, где такие сервисы, как WeChat и AliPay, обслуживают 90% переводов
Евгений Разумный / Ведомости

Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) предупредили о риске быстрого появления монополий или олигополий в сфере обращения цифровых валют центральных банков (Central Bank Digital Currencies, CBDC). Об этом говорится в июньском докладе фонда «Уроки азиатских центробанков в адаптации цифровых валют». Поскольку за переводы национальных криптоденег будут отвечать действующие крупные платежные сервисы, они смогут за счет своего масштаба и обработки массива данных получить конкурентные преимущества уже на этапе возникновения нового рынка.

Эксперты МВФ приводят в пример опыт азиатских стран, где риск монополизации уже реализовался. В частности, Китая, Индии, Индонезии, Таиланда, Малайзии и Сингапура – там разрешено пользоваться некоторыми видами частных криптовалют или токенов. В этих странах рынки переводов в цифровых валютах занимает несколько крупных компаний. В Китае это WeChat Pay (41%) и AliPay (49%), в Индонезии – Ovo (38%), ShopeePay (16%) и Gopay (13%), в Таиланде 53% рынка контролирует TrueMoney, а южноазиатская GrabPay контролирует 38 и 35% рынка в Малайзии и Сингапуре соответственно.

Общими чертами финансовых систем этих стран являются низкие уровни доступности услуг банков и высокая доступность смартфонов. В связи с этим объемы переводов в электронных – преимущественно мобильных – деньгах в этих странах растут значительно быстрее, чем традиционные банковские переводы. Столь сильная концентрация возникла из-за того, что крупные компании, которые не обязательно изначально специализировались на платежах, накопили данные большого числа пользователей и хранят их исключительно в пределах собственных экосистем – в так называемых бункерах данных (data silos). Это позволяет им использовать в своих бизнес-стратегиях принцип DNA (Data analytics, Network externalities and interwoven Activities – глубинный анализ данных полного цикла). В соответствии с ним большие объемы данных, получаемые от пользователей, позволяют компании проводить масштабную аналитику их поведения и потребностей. Далее на основе этой аналитики она расширяет свои информационные системы и предлагает пользователям новые услуги, отвечающие на их запросы, например, система китайского мессенджера WeChat с момента его запуска в 2011 г. включает обширную платформу для электронной коммерции, конструктор внутренних веб-страниц для бизнеса, а подтвержденный аккаунт в соцсети можно также использовать как удостоверение личности. Расширение спектра услуг, которые предлагает крупная компания, позволяет ей увеличивать число своих пользователей и снова проводить аналитику данных.

Сравнительно мелкие участники рынка, не имеющие доступа к бункерам данных, при этом оказываются в заведомо невыгодном положении и не могут предоставить такие же услуги, следует из доклада МВФ.

Эксперты фонда предлагают центробанкам самим собирать данные о платежах и пользователях электронных денег и делиться ими с рынком. Такой механизм первоначально может быть реализован при введении CBDC: регуляторы будут сохранять всю информацию о переводах в единую базу данных, доступ к которой будут иметь все участники рынка электронных денег. В МВФ допускают расширение такого подхода на переводы во всех цифровых валютах. Таким образом получится разрушить бункеры данных и тем самым усилить конкуренцию на этом рынке.

Конфликт интересов

Многие центробанки мира так или иначе конфликтуют с платежными сервисами, отметил эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Первые относятся к последним скорее как к «выскочкам из IT сферы, которые зашли на их территорию и с трудом вписываются в привычные стандарты регулирования», считает он. Поэтому важно найти компромиссное решение: с одной стороны, сохранить контроль за платежами, с другой – не задушить сервисы. Именно к такому мягкому решению и призывает МВФ, указывает Емельянов, чтобы регуляторы не «задушили» сервисы чрезмерным ужесточением надзора за их работой и новыми ограничениями как при введении CBDC, так и в отношении частных валют. По сути, МВФ пытается найти наиболее мягкое решение этого конфликта, при котором центробанки смогут постепенно включить сервисы в свою зону регулирования, а последние при этом не понесут серьезных убытков, полагает он. При этом техническая поддержка регуляторов с точки зрения сбора данных или развития инструментов их аналитики здесь, вероятно, не очень нужна – сервисам достаточно и собственных средств, чтобы успешно справляться с этими задачами, отмечает Емельянов.

Поддержка платежных сервисов со стороны центробанков возможна только в случае, если они будут полностью им подотчетны, уверен доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Аяз Алиев. Очень важно, чтобы у регуляторов был полный контроль над их деятельностью, подчеркивает он.

Главным инструментом поддержки центробанков должны стать регуляторные эксперименты, которые позволят использовать CBDC и другие цифровые валюты для проведения расчетов участниками рынка, считает научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Иван Ермохин. При этом развитию CBDC будет способствовать создание возможностей для их использования в качестве средства займов и инвестирования, что в настоящее время не планируется вводить, например, в российское законодательство, указывает он. Также очень важными станут меры по поддержке банков в связи с перетоком ликвидности из-за запусков CBDC, добавляет эксперт.

Весомым преимуществом CBDC для регуляторов остается возможность введения «цветных денег» – средств, целевое использование которых можно контролировать: например, такой подход можно реализовать в отношении материнского капитала в России, отмечает доцент кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров. В связи с этим CBDC могут использоваться и для контроля за различными платежными сервисами при условии, что они будут включены в систему регуляторов, можно вспомнить истории с появлением СБП и нежеланием Сбербанка подключаться к этой системе, поскольку возникал конфликт со «Сбербанк-онлайн», добавляет он.

Бункеры данных и монополии

Крайне мала вероятность того, что контроль центробанков за потоками данных о переводах в электронных деньгах как-то повлияет на концентрацию рынка, сомневается Емельянов. Компании в этой отрасли укрупняются по естественным причинам: как и в любой новой сфере, пользователи отсеивают сервисы, оставляя самые удобные и распространенные, которые потом уже растут просто потому, что почти все ими пользуются, уверен он. Рынку не нужно 500 электронных кошельков, им достаточно 2–3 под разные задачи и регуляторы ничего с этим сделать не смогут, считает эксперт.

Скорее всего, в странах с более жестким регулированием вроде России или Китая будет сделана попытка централизовать хранение всех данных на уровне государства, но вряд ли подобная практика станет широко распространенной: это слишком дорого, долго и не дает каких-либо экономических бонусов, никакой идеи, кроме контроля ради контроля, тут нет, считает Емельянов.

Развитие доступа к данным позволит небольшим компаниям развивать собственные продукты, полагает Ермохин. Во многих странах ОЭСР принято законодательство в области open banking, которое предусматривает необходимость предоставления доступа к информации клиентов крупными участниками рынка, что позволяет стартап-проектам и другим игрокам использовать информацию для предоставления новых услуг населению и корпорациям, отмечает он. В России на данный момент вопрос открытия API обсуждается, планируется, что требования могут быть сформированы в 2024 г., добавляет он. В перспективе требования к open banking могут быть распространены и на рынок ЭДО, и на другие рынки, в том числе CBDC, допускает эксперт. Развитие регулирования и требований стоит ожидать в отношении не только CBDC, но и частных цифровых валют, в том числе стейблкойнов, отмечает эксперт. Уже сегодня такие цифровые валюты используются для проведения расчетов и, как следствие, вызывают интерес со стороны платежных сервисов, добавляет Ермохин.