В правительстве одобрили сокращение незащищенных расходов бюджета

Сумма оптимизации составит 450 млрд рублей, но социалки это не коснется
Министр финансов Антон Силуанов и премьер-министр Михаил Мишустин/ Владимир Андреев / URA.RU / ТАСС

В правительстве одобрили предложение Минфина сократить на 10% расходы бюджета 2024 г. по так называемым незащищенным статьям. Об этом «Ведомостям» рассказал близкий к кабмину источник, информацию подтвердил федеральный чиновник. Решение приняла правкомиссия по бюджетным проектировкам. По словам первого собеседника, общая сумма секвестра будет сравнительно небольшой относительно общей величины трат – около 450 млрд руб.

В Бюджетном кодексе нет разделения на защищенные и незащищенные расходы, хотя этот термин употребляется довольно часто, в том числе в официальных документах.

Как правило, под первой группой понимают траты, которые не подлежат секвестру ни при каких обстоятельствах. Прежде всего это социальные обязательства бюджета (пенсии, пособия, зарплаты) и частично военные расходы. К незащищенным относят все остальные. Однако в целом трактоваться эти понятия могут достаточно широко. Фактически защищенными, помимо оборонных и социальных обязательств, можно как минимум считать расходы на национальные проекты, реализацию посланий президента и социально-экономические инициативы правительства.

Как пояснил «Ведомостям» близкий к правительству источник, в данном случае под незащищенными подразумевались в основном расходы, за которыми не было финансовых обоснований с соответствующими расчетами.

Итоговая сумма оптимизации пока не определена, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. Решение о том, какие статьи расходов будут сокращены и насколько существенно, субъекты бюджетного планирования примут самостоятельно совместно с курирующими вице-премьерами, уточнил он. Оптимизация не коснется расходов бюджета на социальную сферу, выплату зарплат бюджетникам, межбюджетные трансферты и другие защищенные статьи, подчеркнул представитель Минфина.

Сокращение расходов проводилось и в прошлом году, перераспределенные средства пойдут на финансирование приоритетных затрат государства, напомнил он. Общий объем расходов бюджета будет определяться согласно бюджетному правилу, резюмировал представитель министерства. В пресс-службе правительства не ответили на запрос.

Общая сумма вырастет

Минфин выступил с инициативой сократить траты на 10% на заседании правкомиссии по бюджетным проектировкам 29 июня. Тогда министр финансов Антон Силуанов предложил провести «фронтальное сокращение», писали «Ведомости». Участники заседания в качестве альтернативы предложили нарастить заимствования, но представитель ЦБ, который также был на встрече, выступил резко против. Он объяснил свою позицию возникающим перекосом в кредитовании госсектора, что ограничивает коммерческим компаниям доступ к займам.

Сокращение незащищенных статей расходов не означает, что в номинальном выражении общая сумма трат в следующем году снизится по сравнению с запланированным объемом, уточнил близкий к кабмину источник. Согласно действующему закону о бюджете на 2023–2025 гг., ожидается, что в 2024 г. расходы составят 29,4 трлн руб. Однако, по словам одного из источников «Ведомостей», объем трат, судя по всему, будет значительно выше.

На 2023 г. расходы были утверждены в размере 29,1 трлн руб. Однако, согласно актуальной росписи трат (данные опубликованы на сайте «Электронный бюджет»), их сумма в этом году будет больше по крайней мере на 900 млрд руб.

Силуанов в интервью «Аргументам и фактам», опубликованном 18 июля, уточнял, что под «фронтальным» подразумевалось равномерное сокращение расходов по всем министерствам и ведомствам. «Бывают и точечные сокращения, когда отменяются или переносятся на более дальнюю перспективу отдельные мероприятия. Но очень важно понимать, что фронтальное сокращение относится к расходам, не имеющим социального характера, которые не только не сокращаются, но и, как правило, возрастают», – отмечал министр.

Он подчеркивал, что ключевая задача – не допустить увеличения дефицита в следующем году. В этой ситуации заемные средства перераспределяются из экономики на бюджетные траты. «Если бы эти деньги работали для кредитования предприятий, строек, инфраструктуры, то эффект на инфляцию был бы меньше, чем финансирование текущих затрат для бюджета, поскольку они уходят сразу на потребительский рынок, увеличивают спрос на товары, а это влияет на цены. Вот такой круговорот денег в экономике», – объяснял Силуанов.

Ранее он отмечал, что не видит серьезных рисков для исполнения обязательств государства в 2023 г., а для обеспечения сбалансированности бюджета 2024–2026 гг. Минфин совместно с правительством «отрабатывает задачи по мобилизации ресурсов».

Дефицит не проблема

Сокращение может затронуть различные административные расходы, госзакупки товаров и услуг, расширение штата сотрудников, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Эмиль Аблаев. При этом вряд ли предстоящий секвестр серьезным образом затронет инвестиционные расходы и инфраструктурные проекты, отметил он.

В бюджетной консолидации в целом, под которой понимается сокращение расходов бюджета и мобилизация его доходов, сейчас нет потребности, считает Аблаев.

Во-первых, ситуация с доходами бюджета не выглядит катастрофичной и постепенно выправляется, при этом низкий уровень долговой нагрузки позволяет финансировать дефицит бюджета в среднесрочной перспективе, пояснил эксперт.

Во-вторых, бюджетные расходы на данный момент поддерживают уровень спроса в экономике – расходы на конечное потребление сектора госуправления за I квартал 2023 г. выросли на 13,5% относительно того же периода предыдущего года, а их доля в структуре ВВП составила 24,1%. В такой ситуации резкое ужесточение бюджетно-налоговой политики способно замедлить восстановительный рост и экономическую активность, предупредил он. Негативно отразится как сокращение госрасходов, так и повышение налоговой нагрузки, отметил Аблаев.

В планах на трехлетку 2023–2025 гг. уже была намечена бюджетная консолидация, напомнил он. То есть предполагался постепенный выход на структурную сбалансированность федерального бюджета, обеспеченную действующими бюджетными правилами, уточнил эксперт. «Конечно, нормализация бюджетной политики в перспективе неизбежна, но важно, чтобы она не стала холодным душем для экономики и препятствием для достижения национальных целей развития», – подчеркнул он. Необходим своевременный, постепенный и мягкий вариант, резюмировал Аблаев.

Логика Минфина может быть разной, отметил автор Telegram-канала Truevalue экономист Виктор Тунев. Формулы, как правило, используются для расходов, которые привязаны к объективным показателям. К ним можно отнести, например, выплату процентов по госдолгу или компенсации по льготным кредитам. Скорее всего, сокращение коснется расходов инвестиционного характера, которые можно растянуть во времени, а не финансировать в ближайшем будущем, не согласился он. Бюджетная консолидация с целью сокращения дефицита бюджета выглядит формальным мероприятием, не имеющим задачи борьбы с инфляцией, отметил Тунев. «Особенно когда у вас частный кредит экономике прирастает более чем на 1 трлн руб. в месяц, а вы пытаетесь госрасходы сократить на несколько сотен миллиардов», – иронизирует он. На цены влияет не величина дефицита, который больше определятся динамикой доходов, в том числе очень волатильных, а рост расходов, резюмировал Тунев.