Минэк оценит эффективность льгот для резидентов российских офшоров

По итогам анализа ведомство и Минфин определят дальнейшую судьбу стимулов
Минэк оценит по пяти критериям соответствие целям социально-экономического развития российских офшоров и востребованность бизнесом/ Евгений Разумный / Ведомости

Минэк оценит необходимость сохранения налоговых преференций для участников российских офшоров – специальных административных районов (САР). Для этого министерство предлагает ввести пять критериев оценки эффективности льгот, полученных резидентами этих территорий (учитывают целесообразность и результативность налоговых расходов). Среди них – соответствие целям социально-экономического развития регионов и востребованность бизнесом. Это следует из проекта приказа об утверждении методики оценки эффективности налоговых расходов, связанных с применением пониженных ставок по налогу на прибыль международными холдинговыми компаниями (МХК) – участниками САРов («Ведомости» с ним ознакомились).

Основные налоговые стимулы для участников САРов – пониженный налог на прибыль с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти. Ставка для МХК составляет 5%. На распределение за рубеж доходов ставка составляет 10%. Чтобы получить льготы, нужно вложить 300 млн руб. в строительство социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры в регионе САРа в течение трех лет. Компания должна соблюсти требование по substance (экономическое и физическое присутствие компании в юрисдикции) – нанять от 15 сотрудников и арендовать офис от 50 кв. м.

Первый критерий, который предлагает использовать Минэк для оценки эффективности льготы, – это соответствие целям ускорения социально-экономического развития территорий о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская обл.), а также формирование инвестиционно привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов. Применение режима МХК напрямую связано с необходимостью осуществления минимальной инвестиции в 300 млн руб., которая может быть направлена на определенные цели в указанных субъектах, пояснил «Ведомостям» представитель Минэка.

Второй критерий – востребованность преференции бизнесом. Результат считается выполненным, если минимум 25% международных компаний в САРе получили статус МХК (это необходимое условие для получения налогового стимула).

Третий показатель – вклад льгот в достижение целей социально-­экономической политики. Значение считается положительным, если инвестиции МХК выше инвестиций международных компаний (это другая, базовая форма прописки в САРе).

Четвертый критерий – оценка бюджетной эффективности налоговых расходов. Для этого планируется провести сравнительный анализ результативности указанных льгот и альтернативных механизмов (таких, как субсидии). Если затраты бюджета на предоставление другого инструмента окажутся больше, то расходы считаются эффективными.

Пятый критерий – оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов. Формула расчета включает количество плательщиков и объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов, задекларированных для уплаты в бюджет, а также номинальный темп прироста доходов бюджета субъекта.

По результатам анализа Минэк должен подготовить отчет с результатами оценки эффективности налоговых расходов, а также рекомендации Минфину о необходимости сохранения, уточнения, отмены льгот по налогу на прибыль для МХК, являющихся участниками САРов, говорится в проекте приказа. По итогам этой работы Минэк также сформулирует выводы о наличии или отсутствии более результативных и менее затратных для федерального бюджета механизмов достижения целей. Эта работа должна быть проведена до 1 марта года, следующего за годом проведения оценки.

Представитель Минфина сообщил, что проект приказа с методикой оценки налоговых расходов на рассмотрение в министерство пока не поступал. «Он будет рассмотрен в установленном порядке после его получения», – добавил он.

Активный переезд компаний в САРы обеспечит рост налоговых поступлений от них «в геометрической прогрессии», сообщил «Ведомостям» первый замминистра экономического развития Илья Торосов на ПМЭФ-2023. По его словам, основным источником станут налоги на дивиденды международных холдингов, которые сменили корпоративную прописку из-за санкций. «Мы уже фиксируем, что пошли доходы в регионы и в федеральный бюджет. В прошлом году от двух САРов в Калининграде и Владивостоке в консолидированный бюджет поступило несколько менее 5 млрд руб. Большую часть обеспечил Калининград – более 4 млрд руб., на Владивосток приходится 300 млн руб.», – отметил Торосов.

Сейчас в САРах зарегистрировано 228 участников (227 международных компаний и один международный фонд), сообщил «Ведомостям» представитель Минэка. На о. Русский – 56 компаний, на о. Октябрьский – 171 компания и один фонд.

Неналоговый фактор

Оценка эффективности льгот – инструмент сравнительно новый, включаемые в него критерии выглядят разумно, считает партнер Б1 Марина Белякова. Вполне понятно желание государства проанализировать, используется ли в принципе льгота на практике и какой бюджетный и социальный эффект приносит, превышают ли этот эффект связанные налоговые расходы. При этом оценивать стимулы, прямо не связанные с новыми инвестициями и производством, все равно довольно сложно, потому что прямой бюджетный эффект от них может оказаться сопоставимым с налоговой экономией компаний, добавляет она. При этом социально-экономический эффект можно оценить, например, через число новых рабочих мест, созданных в регионе.

Статус МХК при соблюдении требований по substance и инвестициям дает максимальные налоговые льготы из предлагаемых для резидентов САРов, напоминает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Александр Токарев. С учетом этого неудивительно, что критерий получения статуса МХК предлагается использовать для оценки эффективности таких налоговых льгот, считает он. При этом на практике международные компании и так могут пользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль в отношении дивидендов и доходов от реализации акций и долей в рамках стандартного российского холдингового режима при соблюдении условий по доле и периодам владения, указывает Токарев.

Методика учитывает фактор востребованности налоговых льгот для МХК, а также их вклад в увеличение инвестиций в регион – это важный показатель, указывает партнер налоговой практики «Технологий доверия» Галина Науменко. При этом положительные эффекты не ограничиваются только суммой прямых инвестиций и не все из них на данном этапе можно спрогнозировать, добавляет она. Для соблюдения условий льгот каждая компания, по сути, создает 15 новых рабочих мест, арендует офис – что уже простимулировало развитие офисных площадей в САРах, указывает Науменко. Для выполнения условия по инвестициям в местную инфраструктуру нанимаются подрядчики для строительства, что увеличивает полученные налоговые доходы региона, напоминает эксперт.

Даже при отмене послаблений для МХК редомициляции (переезд компаний в российскую юрисдикцию) останутся популярны, считает Белякова, переход продиктован сейчас в первую очередь не налоговыми факторами, а санкционным давлением и российскими ограничениями. Редомициляция иностранных компаний в САРы по-прежнему будет востребована российским бизнесом, так как это сейчас единственный способ перевести иностранную компанию в Россию, согласен Токарев.

Предоставление льгот МХК – это не стандартные выпадающие доходы бюджета, подчеркивает Науменко. «МХК – это новые компании, которых в России просто до их регистрации не было, налогов с них бюджет раньше не взимал, и, не будь налоговых льгот, часть из них просто бы к нам и не доехала», – указывает эксперт. Специальный налоговый режим призван обеспечить комфортные условия для деофшоризации бизнеса, перевода холдингов из иностранных юрисдикций именно в Россию, добавляет она.