ЦБ Турции вновь повысил ключевую ставку меньше ожиданий рынка

Это не позволит вернуть инфляцию к цели в ближайшие годы, считают эксперты
ALI BALIKCI / Anadolu Agency via AFP

Центральный Банк Турции на заседании в четверг принял решение повысить ключевую ставку на 250 б. п. – до 17,5%. Это второе повышение ставки с конца июня. Шаг не совпал с ожиданиями рынка. Аналитики прогнозировали, что ставка достигнет 20%.

В июне ЦБ Турции повысил ставку впервые с марта 2021 г. Она выросла почти в два раза – с 8,5 до 15%. Тем не менее уже тогда многие эксперты предупреждали о недостаточности этих мер. Регулятор, согласно официальным заявлениям, намерен ужесточать денежно-кредитную политику до тех пор, пока не будет достигнуто заметное охлаждение инфляции.

В начале июня после переизбрания президент Реджеп Эрдоган назначил нового главу ЦБ – 44-летнюю Хафизе Гайе Эркан. Международные эксперты приветствовали это решение, так как Эркан считают сторонницей традиционной денежно-кредитной политики (ДКП). Приветствовалось и решение Эрдогана вновь назначить на пост главы минфина Мехмета Шимшека.

В октябре 2022 г. инфляция в Турции достигла 85,5% – худшего показателя за 25 лет. После того как в январе 2023 г. ЦБ Турции приостановил снижение ставки, инфляция замедлялась. В мае 2023 г. она составила 39,59%, а в июне – 38,21% при официальном таргете в 5%. На фоне новостей о более мягком ужесточении турецкая валюта снова снизилась до 26,92 лиры за доллар.

Для стабилизации лиры ставка должна достигать уровня инфляции, считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. Эксперт полагает, что не следует ждать позитивных эффектов от ужесточения ДКП в ближайшее время. Также он отметил, что рост ставки негативно скажется на общем экономическом состоянии страны из-за удорожания рефинансирования кредитов в местной валюте.

Ожидаемый рынком рост ставки до 20% – это минимум, на который мог пойти ЦБ, чтобы заслужить доверие инвесторов, заявил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Большинство центробанков мира стремятся повысить ставку выше уровня инфляции, чтобы вернуть ее к цели, добавил он. Эксперт подчеркнул, что дальнейшее промедление грозит Турции серьезным финансовым кризисом, так как у страны быстро истощаются валютные резервы. «Возрастающая финансовая уязвимость Турции повышает степень ее зависимости от внешнего влияния, ведь в случае кризиса Анкаре придется обратиться за помощью к странам Ближнего Востока, США, Китаю или БРИКС», – отмечает Васильев. Он также добавил, что ЦБ Турции все еще не обладает достаточной степенью независимости ввиду неготовности Эрдогана полностью отказаться от своих воззрений на ДКП.

Решение о повышении ставки вряд ли повлияет на динамику российско-турецких торговых отношений, считает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. «Торговые отношения в меньшей степени связаны как с курсом лиры, так и с текущей денежно-кредитной политикой Турции», – подчеркнул эксперт. Также Сусин заявил, что потенциальным туристам не следует ожидать снижения цен.

Денежно-кредитная и монетарная политика в Турции при ставке в 17,5% и инфляции выше 38% остается крайне стимулирующей, считает Васильев. В совокупности со стимулирующей монетарной политикой это приводит к дальнейшему ослаблению турецкой лиры, что увеличивает инфляцию и инфляционные ожидания. При такой монетарной политике инфляция вряд ли вернется к целевым 5% в ближайшие годы, считает он. Иное мнение высказал директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Михаил Николаев. Эксперт подчеркнул, что турецкая экономика начинает постепенно возвращаться к «ортодоксальному» финансовому регулированию. «Эта траектория сейчас очень важна. Агрессивные действия регуляторов могут создать дополнительные риски», – считает Николаев. Что касается торговых отношений с Россией, то по мере макроэкономической стабилизации уменьшится и финансовая неопределенность, что поможет сделать их более устойчивыми, заявил Николаев.