Минфин предложил новый метод контроля за бюджетными нарушениями

Казначейство будет «тайно» следить за расходованием госсредств с 2025 года
Необходимость внедрения новой системы финансового бюджетного контроля продиктована технологическим прогрессом/ Freepik

Министерство финансов предложило внедрить упреждающий метод контроля за бюджетными нарушениями, при котором госучреждение не будет предупреждено о проверке, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. По его словам, новая система заработает в России с 2025 г. – наблюдение будет осуществлять казначейство.

Метод представляет собой исследование деятельности объекта контроля и выявление недостатков для предотвращения нарушений в будущем, пояснили в Минфине. По сути, это сбор и анализ данных об объекте контроля, содержащихся в информационных ресурсах и внешних источниках, добавил представитель ведомства. По его словам, предлагаемая инициатива связана с необходимостью снижения административной нагрузки госпредприятий в условиях трансформации экономики. «С точки зрения системы государственного контроля необходимо минимизировать нагрузку на подконтрольную среду», – уточнили в Минфине. 

Ранее замминистра финансов Алексей Лавров в ходе дискуссии саммита «Россия – Африка» предложил ввести новый инструмент при проведении аудиторской проверки участников бюджетного процесса – «наблюдение». По словам Лаврова, cуть такой практики будет заключаться в проведении наблюдения за деятельностью объекта контроля, который не знает, что его проверяют. Вся его деятельность фиксируется в базах данных и анализируется так называемый «аудиторский след», пояснил он. Пока такой практики в России нет, подчеркнул Лавров. 

Предложенная Минфином инициатива требует тщательной проработки со всеми заинтересованными сторонами, сообщил «Ведомостям» представитель Счетной палаты. Эффективность действующей системы контроля доказана исполнением требований и рекомендаций Счетной палаты, сказал собеседник. 

В Счетной палате сообщили, что уже сейчас ведется постоянный мониторинг и проверка деятельности участников бюджетного процесса, в том числе на основе данных государственных информационных систем. В частности, на основе данных ГИИС «Электронный бюджет» осуществляется контроль исполнения государственных программ и национальных проектов, а также достижения показателей и результатов. «На основе анализа результатов мониторинга Счетная палата формирует и уточняет план своих тематических проверок, в том числе выездных», – пояснили в ведомстве. По словам представителя Счетной палаты, только по наблюдению не всегда удается оценить, что конкретно сделано за счет бюджетных ресурсов, как изменилась ситуация для различных групп пользователей товаров, работ, услуг. 

«Ведомости» направили запрос в казначейство.

Оптимизация неэффективных трат

Необходимость внедрения новой системы финансового бюджетного контроля продиктована технологическим прогрессом, считает руководитель Центра региональной политики Владимир Климанов. На фоне ускоренного отмирания прежних функций аудитора у него появляются новые – выявление нецелевого использования бюджетных средств, оценка разного рода эффективностей, отмечает Климанов. Сейчас, по его мнению, работа органов финконтроля смещается от фактологического выявления несоответствий в сторону выявления сущностных отклонений. Наблюдение даст возможность нового качественного анализа бюджетных операций в государственном секторе, полагает эксперт. В целом в ближайшее время предстоит переосмыслить сложившиеся бюджетные правоотношения, подчеркнул Климанов.

Кого проверяет Счетная палата

Счетная палата ежегодно проверяет отчетность главных распорядителей бюджетных средств – министерств, ведомств, вузов, госучреждений культуры, судов. Эти проверки – этап последующего аудита федерального бюджета. В рамках проверки отчета правительства об исполнении бюджета Счетная палата анализирует также результаты реализации госпрограмм.

Эксперт ЦМАКПа Эмиль Аблаев полагает, что предложенная Минфином инициатива обусловлена необходимостью поиска возможностей сокращения бюджетных расходов государства, что неразрывно связано с выявлением неэффективных трат и их оптимизацией. Предложенный Минфином инструмент поможет изыскать «ненужные» расходы, объяснил эксперт. Сейчас на ежедневной основе казначейство информирует Минфин об исполнении бюджетных обязательств и движении средств по счетам на конец дня. Вполне вероятно углубление практики наблюдения за расходованием бюджетных средств в режиме реального времени, предположил он.

По мнению Аблаева, Минфин и ЦБ заинтересованы в сглаживании неравномерности расходования бюджетных средств внутри года. По его словам, всплеск расходов в декабре или использование практики переноса части расходов, как это было в начале текущего года, бьют по инфляции.

Если ранее работа контрольно-финансовых органов сводилась к сверке правильности бухгалтерского учета и факта с планом, то в последние годы тренд сильно изменился, отмечает Климанов: сформировалась система казначейского исполнения бюджета и система «Электронного бюджета», позволяющая проводить оперативный контроль за бюджетным процессом. При действующей технологической обеспеченности в бюджетной системе функции финконтроля выполняет казначейство автоматически при проведении финансовой операции c бюджетами разных уровней, дополнил эксперт.