Минфин откажется от покупок валюты на нефтегазовые сверхдоходы

Это связано с нежеланием властей дополнительно давить на рубль
Kim Kyung-Hoon / Reuters

Власти не будут в ближайшие месяцы закупать валюту на нефтегазовые сверхдоходы, как предписывает бюджетное правило. Об этом «Ведомостям» сообщил знакомый с планами Минфина источник, информацию подтвердил близкий к правительству собеседник. Дополнительные средства от продажи нефти и газа, как ожидается, будут получены в августе, уточнил один из них. Конкретную сумму источник не назвал. Согласно модифицированному правилу, Минфин с помощью ЦБ закупает в фонд национального благосостояния (ФНБ) юани и золото в ситуациях, когда доходы превышают установленный на месяц базовый уровень. В обратном случае резервы продаются на величину разницы между фактическими поступлениями и «базой».

Как уточнил один из собеседников, решение не закупать валюту принято из-за ослабления рубля – интервенции оказывали бы ненужное дополнительное давление на курс. Сверхдоходы будут направлены на финансирование дефицита, благодаря чему темпы использования средств ФНБ замедлятся, уточнил источник. До конца этого года он не ожидает возобновления закупки валюты по бюджетному правилу.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». В начале каждого месяца министерство публикует ожидаемый размер нефтегазовых доходов и, исходя из этой величины, определяет прогнозный объем операций на рынке. Если по итогам предыдущего месяца фактическая сумма поступлений разошлась с оценочной, размер предстоящих интервенций корректируется на эту разницу. Ведомство и ЦБ вернулись на рынок в январе этого года. С тех пор проводились только продажи юаней, поскольку фактически объем доходов был ниже базового.

Более того, на фоне ослабления рубля ЦБ с 1 августа начал дополнительно продавать валюту из ФНБ. Операции, которые проводились в течение года, были ограничены объемом выпадающих доходов бюджета. Банк России решил увеличить продажи на сумму инвестиций из ФНБ. Об этом представитель ЦБ сообщил 21 июля. Банк России установил лимит для таких операций на уровне 300 млрд руб. за полгода. «В случае если фактический объем инвестирования ФНБ за отчетный период превышает указанное значение, величина превышения переносится для зеркалирования в последующие периоды», – говорилось в сообщении. По словам источника, этот объем продажи не будет занижаться на сумму полученных сверхдоходов.

Как работало правило

Годовая планка базовых доходов определена в 8 трлн, эта сумма распределена по месяцам с учетом сезонности. В июле и августе показатели установлены на уровне 653 млрд и 672 млрд руб. соответственно. Согласно утвержденным законом о бюджете параметрам, ожидалось, что общая сумма нефтегазовых доходов в 2023 г. составит 8,9 трлн руб. Выход на этот уровень обеспечивался при курсе доллара 68,3 руб./$, цене Urals $70,1/барр. и объеме добычи 490 млн т. Равновесная цена российской нефти, которая гарантировала достижение базовых доходов при соблюдении остальных параметров, составляла немного больше $60/барр.

Но еще с конца прошлого года на фоне введения странами Запада ценового потолка ($60/барр.) и общего спада цен на энергоносители стоимость Urals начала снижаться. В декабре 2022 г. она упала ниже порогового уровня. Тогда Минфин отчитался о средней за месяц цене Urals в размере $50,47/барр. С тех пор вплоть до июля выше потолка стоимость российской нефти не поднималась. На этом фоне курс рубля начал стремительно снижаться. С декабря доллар подорожал более чем на 30 руб. По итогам торгов 2 августа курс на Московской бирже составил 94,2 руб./$. В июле средняя за месяц стоимость Urals впервые превысила ценовой потолок и составила $64,37/барр., сообщило 1 августа министерство.

Еще весной власти допускали существенное отклонение суммы нефтегазовых доходов от утвержденного в бюджете плана. Но 12 июля министр финансов Антон Силуанов заявил, что по крайней мере базовый уровень по итогам 2023 г. достигнут. Это стало возможно благодаря ослаблению курса и общему повышению цен на нефть. Как говорили «Ведомостям» аналитики, если до конца года рубль к доллару останется на нынешнем уровне, то бюджет может получить не только базовые, но и изначально прогнозируемые нефтегазовые доходы (8,9 трлн). Текущий курс 90 руб./$ и цена на нефть Urals на уровне $60/барр. могут позволить выполнить прогноз по нефтегазовым доходам в законе о бюджете – 8,9 трлн руб., говорил автор Telegram-канала Truevalue Виктор Тунев.

Логичный шаг

Превышение прогнозных нефтегазовых доходов над базовым уровнем почти наверняка произойдет в августе, но не исключено, что это произошло уже в июле, предположил руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Григорий Жирнов. В условиях отсутствия данных по добыче и экспорту нефти, а также происходящих изменений налоговых параметров оценивать конкретные величины трудно, отметил он. По итогам года нефтегазовые доходы немного превысят базовый уровень и окажутся вблизи 8,1–8,2 трлн руб., ожидает эксперт. С учетом слабых поступлений в первой половине года это означает, что в августе – декабре «сверхдоходы» составят порядка 600–700 млрд руб., оценил Жирнов.

559 млрд руб.

составила сумма продажи юаней на рынке по бюджетному правилу с начала года

Отказ от покупок валюты выглядит логичным шагом в текущих условиях, добавил он. Потенциальный переход к покупке валюты в рамках бюджетного правила хотя и не стал бы основным драйвером для курса рубля, но оказал бы на него дополнительное давление, согласился Жирнов. Что, в свою очередь, еще больше увеличило бы объемы сверхдоходов и, соответственно, покупки иностранной валюты, отметил он. Экономисты уже не раз обращали внимание на эту особенность нового бюджетного правила, напомнил он. В целом Банк России может самостоятельно определять тактику покупок валюты и приостанавливать их в случае высокой волатильности на рынке, как уже не раз бывало, резюмировал Жирнов.

Превышение базового уровня может случиться уже в августе, что должно было бы мотивировать переход Минфина к покупкам иностранной валюты, согласился экономист Газпромбанка Павел Бирюков. По его оценкам, объем покупок Минфином мог бы составить примерно 20 млрд руб. в месяц, или около 1 млрд руб. за торговую сессию. По мере продолжающегося роста цен на энергоносители можно было бы ожидать роста объемов этих операций до 50 млрд руб. в осенний период, добавил он.

Сохраняется значимая вероятность того, что в текущих условиях для стабилизации ситуации на валютном рынке Минфин может воздержаться от этих операций, считает Бирюков. Тем не менее, даже если они будут проводиться, влияние на рубль окажется ограниченным: величина за торговую сессию, скорее всего, не превысит 1% от средних объемов суточных торгов за последние три месяца и будет почти вполовину меньше проводимых сейчас ЦБ операций продажи валюты для «зеркалирования» расходов средств ФНБ (2,3 млрд руб./сессия), резюмировал Бирюков.