Российская экономика по покупательной способности вновь обогнала немецкую

ВВП с поправкой на уровень текущих цен составил $5,5 трлн
Закрепление России на пятом месте может быть в значительной мере связано с двумя событиями прошлого года: рекордными доходами от экспорта нефти и природного газа и укреплением курса рубля/ Андрей Махонин / Ведомости

Российская экономика по паритету покупательной способности (ППС) стала пятой в мире в 2022 г., оценили World Economics. ВВП России по ППС составил $5,51 трлн. Страна закрепилась в пятерке, эту позицию Россия занимает второй год подряд. Выше в списке расположились Япония ($5,68 трлн), Индия ($15,87 трлн), США ($23,15 трлн) и Китай ($31,56 трлн). ВВП России по покупательной способности, по оценкам экспертов, оказался выше, чем у всех стран в Европе – в том числе Германии ($5,01 трлн), Франции ($3,53 трлн), Великобритании ($3,48 трлн) и Италии ($3,18 трлн).

При этом исследователи присвоили России рейтинг C, указывающий на значительные сомнения авторов в доступной статистической информации. Всем прочим экономикам в топ-10 присвоены более высокие A и B. Также эксперты не ожидают ощутимого роста российской экономики: по их оценкам, ВВП увеличится только на 7,9% к 2030 г. в сравнении с 2022 г. Для сравнения: рост экономики Китая на этом промежутке ожидается на уровне 57,7%, Индии – 55,5%, Турции – 44,3%, Индонезии – 41,1%.

Свои расчеты эксперты World Economics Research проводили на основе данных Всемирного банка (ВБ) и МВФ. При этом они полностью совпали в оценках с ВБ, который назвал крупнейшие экономики мира в 2022 г.: Китай ($30,33 трлн), США ($25,46 трлн), Индию ($11,87 трлн), Японию ($5,7 трлн) и Россию ($5,33 трлн). Позиции стран не изменились с 2021 г., следует из данных ВБ.

Оценка ВВП по ППС показывает, какова стоимость всех произведенных в стране товаров с учетом покупательной способности национальной валюты.

«Надо сказать, что пережить вот такое воздействие санкций и еще подняться в рейтинге могла только действительно крепкая диверсифицированная экономика, построенная на действительно рыночных принципах, где есть эффективные собственники, где есть инвесторы, где есть руководители предприятий, которые реально заботятся о развитии производств. И попытки любые нас отрезать – они обречены на провал, потому что мы слишком большие, чтобы нас изолировать, это уже очевидно всем», – заявил министр экономического развития Максим Решетников, комментируя данные World Economics.

По его оценке, в 2023 г. ВВП России в реальном выражении (не по ППС) вырастет более чем на 2%.

Неустойчивость позиций

Закрепление России на пятом месте, скорее всего, в значительной мере связано с двумя событиями прошлого года: рекордными доходами от экспорта нефти и природного газа и укреплением курса рубля, считает экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Темпы роста Германии, находящейся в рейтинге под Россией, в 2023 г. будут отрицательными или нулевыми в диапазоне -0,5–0,2%, в то время как российская экономика вырастет на 1,5–2%, полагает он. Вместе с тем ослабление рубля почти на 30% против доллара с начала года компенсирует разницу в темпах роста и вернет Россию на шестое место уже по итогам 2023 г., считает эксперт. Коррекция на паритет покупательной способности сглаживает эффект ослабления рубля, но не исключает его, добавляет он.

Приведенные показатели представлены не в номинальных ценах, а рассчитаны по паритету покупательной способности и включают оценки неформальной экономической деятельности, указывает заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Поэтому представленное ранжирование несколько условно, что не опровергает того факта, что российская экономика одна из крупнейших в мире, соглашается он.

Оценки роста ВВП России, приведенные авторами, выглядят излишне пессимистичными или могут быть связаны с эффектами расчета ценовых индексов, используемых в исследовании, считает эксперт. Если опираться на весьма консервативный апрельский прогноз Минэка по российской экономике, который предполагает восстановление ежегодных темпов роста ВВП до 2,8% уже к 2026 г., то можно предположить, что к 2030 г. Россия вырастет гораздо сильнее ожидаемых в исследовании 7,9%, считает он.

Главные факторы, которые будут замедлять рост российской экономики, включают в себя увеличение неинвестиционных госрасходов и доли государства в экономике и занятости, вытеснение частного сектора, отток прямых иностранных инвестиций и снижение уровня конкуренции в экономике, считает Исаков. Это приведет к тому, что рентабельность будет слабо связана с ростом производительности, уточняет он. Более того, высокая неопределенность будет сдерживать инвестиции частного сектора: долгосрочные вложения возможны только на горизонте 3–4 лет, структура рынка может радикально измениться – например, из-за возврата прежнего уровня конкуренции с иностранными производителями, допускает эксперт.

Давление санкций

Темпы роста остаются долгосрочным вызовом, пока велика вероятность того, что экономика страны будет расти медленнее мировой в целом, отмечает Копейкин. Хотя положительная динамика будет наравне или даже выше в сравнении с развитыми странами, она все равно будет значительно ниже, чем у Индии или Китая, указывает он. Это связано и с демографическими ограничениями, и с необходимостью продолжать работу над улучшением инвестиционного климата, и с преодолением санкционных ограничений, поясняет эксперт.

Оценка негативного эффекта санкций сильно зависит от выбранной точки отсчета: правительство предпочитает опираться на краткосрочные ожидания по снижению ВВП весны 2022 г., которые достигали 10–15% ВВП, но более объективным ориентиром является то, как сильно отклонился ВВП от тренда прежних лет – роста в 1,5–2,0% в год, считает Исаков. В следующие пять лет структурные темпы роста экономики снизятся до 0,5–1,0% в год на фоне роста занятости в госсекторе, снижения в госрасходах доли инвестиционных в пользу текущих, увеличения стоимости инвестиционных товаров, полагает он.

По прогнозу МВФ, рост экономики России в 2023 г. составит 1,5%, что можно рассматривать как успех после спада ВВП в 2,1% в 2022 г. на фоне усиления санкционного давления, считает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова. В условиях трансформации российской экономики и антироссийских санкций, высокой конкуренции на мировых рынках правительству важно обеспечить поступательность роста, в первую очередь добиться этого за счет оптимизации использования собственных ресурсов, указывает она. Россия обладает очевидными конкурентными преимуществами в части природных ресурсов, но проигрывает в части инфраструктуры и издержек, добавляет эксперт.