Что изменится для бизнеса в результате частичной приостановки налоговых соглашений

Президент заморозил договоры с недружественными странами, но часть льгот сохранилась
В марте Минфин (на фото слева – глава ведомства Антон Силуанов) предложил президенту ответить на включение России в черный список ЕС. В августе Путин приостановил действие налоговых соглашений с Западом, хотя и не целиком/ Алексей Никольский / ТАСС

Президент Владимир Путин подписал указ о заморозке соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 38 государствами. Конкретная причина санкций по отношению к другим юрисдикциям в официальных документах не называется. Согласно тексту указа, потребовались безотлагательные меры «в связи с совершением рядом иностранных государств недружественных действий в отношении Российской Федерации». Инициатива ограничить СИДН со странами Запада появилась в марте 2023 г. на фоне включения Евросоюзом России в так называемый черный список. С предложением тогда выступили Минфин и МИД. Указом Путина соглашения приостанавливаются до «устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов РФ».

В перечень стран, подпавших под заморозку СИДН, вошли почти все страны ЕС (кроме Эстонии и Латвии), США, Великобритания, Швейцария, Сингапур, Япония, Южная Корея, Австралия и ряд других. В общей сложности у России было заключено 84 налоговых соглашения, следует из данных Минфина. Список недружественных юрисдикций, который ведет правительство, также шире перечня стран, с которыми решено заморозить СИДН. Но не все юрисдикции, присоединившиеся к антироссийским санкциям, обладают СИДН с Москвой – среди них много офшорных зон, таких как Багамы.

Соглашения замораживаются не полностью – приостанавливается действие отдельных пунктов. Тексты СИДН варьируются в зависимости от страны, но в целом власти ограничили их положения по универсальному принципу. Заморожены все правила, которые позволяли компаниям или гражданам пользоваться теми или иными налоговыми льготами. Ключевая идея договоров – избежание двойного налогообложения – сохранилась. То есть иностранный бизнес и физлица смогут зачитывать сумму налогов, уплаченных в их родной юрисдикции с доходов, полученных в России, и наоборот.

Что изменилось и для кого

Традиционно владение российскими компаниями или зарубежное финансирование в России структурировались через Кипр, Люксембург, Швейцарию, Ирландию, отметила партнер Kept Анна Воронкова. Поэтому приостановка отдельных статей СИДН именно с этими странами затронет наибольшее количество компаний, считает она. Наиболее чувствительный эффект испытают компании из тех стран, с которыми был наиболее высокий уровень сотрудничества, отметил партнер налоговой практики МЭФ Legal Александр Ерасов. В частности, из Германии, Франции, с Кипра, из США, Японии, уточнил он.

Перечень статей СИДН, которые приостанавливаются указом, в различных соглашениях примерно одинаковый с незначительными отличиями, обратила внимание Воронкова.

В частности, приостанавливаются все положения, предусматривающие льготные ставки по налогу у источника выплаты с пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, доходы от международных перевозок, лизинговые доходы), выплачиваемых из России за рубеж резидентам стран, включенных в указ, пояснила она.

В результате налог будет взиматься по ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом (НК), а не по льготным ставкам, предусмотренным СИДН, говорит Воронкова.

СИДН обычно позволяют зарубежным компаниям, которые получают пассивный доход из России, существенно снизить налоги, согласилась партнер Б1 Марина Белякова. В частности, налог на дивиденды можно в зависимости от юрисдикции платить по ставке 5–10% вместо стандартных 15%, а на выплату процентов по займам и роялти – по нулевой ставке вместо 20%, уточнила она.

Многие налогоплательщики также применяли норму о прочем доходе: как правило, СИДН освобождало от выплаты налога у источника, при его отсутствии общая ставка составляет 20%, добавила Белякова. С финансовой точки зрения эффект от отмены пониженных ставок – это тем не менее вопрос второго порядка, так как основная тема – это возможности свободного распоряжения капиталом иностранцами в России, а российским бизнесом – за рубежом, полагает она. Еще проще: если иностранный инвестор не может получить доход из России, то и вопрос налога в отношении такого дохода неактуален, уверена Белякова.

В зоне особого риска компании, которые берут в лизинг самолеты, фармацевтический бизнес, купивший иностранные права и уплачивающий роялти, а также все российские юрлица, у которых есть кредиты перед иностранными банками, так как дополнительно возникающие налоги лягут на их плечи, поскольку, как правило, именно это прописано в договорах, отметила налоговый партнер «Технологий доверия» Галина Науменко.

По аналогии с СИДН с Латвией, которое было полностью денонсировано, в случае дальнейших недружественных действий со стороны соответствующих государств можно ожидать и окончательной отмены соглашений, полагает партнер департамента налогов и права компании ДРТ Наталья Кузнецова. Вместе с тем статьи, действие которых уже было приостановлено, являются наиболее чувствительными для иностранных получателей доходов, добавила она. Тогда как полное прекращение действия СИДН может потребовать дополнительной доработки российского законодательства – например, для того, чтобы урегулировать вопросы с зачетом налога и иными положениями НК. Поэтому можно предположить, что острой необходимости в таких действиях с российской стороны нет, резюмировала она.

Эффект от заморозки СИДН не будет существенным, поскольку переподписание еще в 2021 г. соглашений с ключевыми странами (Кипр, Люксембург) уже привело к повышению налогообложения пассивных доходов, выплачиваемых за рубеж, отметил член комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков.

Более того, давление, которое оказывали недружественные страны на связанный с Россией бизнес, заставило многих сменить юрисдикцию, добавил он. Только в специальные административные районы с прошлого года переехало более 100 компаний с объемом капитала свыше 500 млрд руб., напомнил он. Помимо этого часть бизнеса переориентировалось на дружественные страны, в том числе арабские.

Что осталось и как будет работать

Свое действие сохранят общие положение о лицах и налогах, к которым применяется СИДН, о правилах определения налогового резидентства для целей СИДН, об устранении двойного налогообложения, о взаимосогласительной процедуре и об обмене информацией, отметил управляющий партнер «Тимофеев, Гусев и партнеры» Евгений Тимофеев. Тот факт, что не приостанавливаются пункты об устранении двойного налогообложения, – это, безусловно, хорошо, поскольку дает возможность зачесть иностранный налог против российского с одного и того же дохода, добавила Науменко.

Зачет подоходного налога важен для уменьшения неблагоприятных последствий для физлиц, обмен информацией – для более эффективного проведения налогового контроля, а взаимосогласительные процедуры – для урегулирования возможных спорных ситуаций, когда на обложение одной и той же налоговой базы претендуют разные страны, добавил Ерасов. Хотя на практике последний инструмент ранее применялся не так уж и часто, уточнил он.

Взаимозачет продолжит работать, например, в таких распространенных ситуациях, когда российская организация получает доход от источника в недружественном государстве, скажем, налогоплательщик из недружественного государства платит в Россию проценты, отметила Белякова. Если в этом государстве удерживается налог в 10% в отношении процентных выплат, соответственно, в Россию приходит доход, ставка в отношении которого уже составит 20% (налог на прибыль), продолжила она. Тогда возникает вопрос, можно ли зачесть эти 10% при расчете налога. Налоговое соглашение, как правило, говорит, что против российского налога можно зачесть зарубежный налог, некоторые похожие нормы есть и в НК, поэтому даже без соглашения взаимозачет будет работать, уверена Белякова.

Сохранение в силе основных пунктов по поводу налогообложения физлиц означает, что, если две страны одновременно претендуют на налогообложение доходов того или иного гражданина, они по-прежнему будут применять критерии, предусмотренные СИДН, добавила Воронкова. На этом основании будет приниматься итоговое решение, в какой из двух юрисдикций физлицо должно будет уплачивать налог со своего общемирового дохода. Кроме того, должно сохраниться право на зачет налога, удержанного с дохода гражданина в иностранной юрисдикции, против российского НДФЛ, резюмировала она.

В целях сглаживания последствий приостановления СИДН для российских лиц правительство может предусмотреть национальные меры, дублирующие в том или ином формате наиболее часто применяемые и наиболее актуальные положения СИДН, считает Тимофеев.

Фактическое повышение ставок налогов у источника (а именно к этому приводит приостановка соглашений) в ряде ситуаций станет дополнительным бременем для российских компаний, выплачивавших валовой доход без учета уплаченных налогов (gross-up provisions), говорит Белякова. По наиболее чувствительным из таких ситуаций нужна тонкая донастройка через нормы кодекса, которая позволит сохранить нагрузку на текущем уровне, считает она. По многим другим ситуациям, однако, проблема может быть решена самими налогоплательщиками путем реструктуризаций и устранения из структур недружественного элемента, полагает эксперт.

Возможно, в ближайшее время можно ожидать принятия поправок, которые позволят минимизировать негативный для российского бизнеса эффект от приостановки, отметила Кузнецова.