Эксперты ЕЦБ спрогнозировали снижение мирового благосостояния до 15,2% из-за фрагментации

В регуляторе выделили четыре сценария распада глобальной экономики на блоки
США и Китай остаются мировыми лидерами по прямым иностранным инвестициям Brian Snyder/ Brian Snyder / REUTERS

Разделение мира на противостоящие блоки стран приведет к падению глобального благосостояния, или, иными словами, потребления, на 2,3–15,2% (валовой суммы расходов экономики, Gross national expentiture, GNE), ускорению инфляции на 2,3–12% и снижению реального импорта (общие затраты домохозяйств на импортную продукцию) на 9–44%. Такие оценки привели эксперты Европейского центрального банка (ЕЦБ) в докладе «Экономические издержки, связанные с разрывом цепочек поставок». Масштаб проблем будет зависеть от сценария, всего в ЕЦБ выделяют четыре альтернативы.

Страны могут разбиться на два блока: Запад – США (Северная Америка, Европа и Австралия) и Восток – Китай (Юго-Восточная Азия, Евразия за исключением Европы, Африка и Южная Америка). Такое деление авторы доклада основывают на схожести голосов, которые страны отдают на Генеральной ассамблее ООН. Также фрагментация может пройти на основе зон свободной торговли (ЗСТ): Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), USMCA (США – Канада – Мексика), Меркосур (единый южноамериканский рынок) и еврозона. Страны, не входящие в эти зоны, в ЕЦБ признаются нейтральными, т. е. они не создают торговых ограничений для других нейтральных экономик. Вероятность такого разделения авторы доклада обосновывают разногласиями, которые возникают между государствами внутри политических блоков.

Четыре сценария

Первый, базовый, сценарий предполагает полное разделение мира на блоки Запад – США и Восток – Китай с торговыми ограничениями на все отрасли. При этом в краткосрочной перспективе глобальное потребление сократится на 10%, инфляция ускорится на 8%, реальный импорт упадет на 30%. На долгосрочном горизонте показатель снизится на 2%, инфляция увеличится на 2%, реальный импорт сократится на 6%.

Во втором сценарии деление на два блока сопровождается ограничениями на торговлю только в стратегических отраслях. В таком случае мировой валовой национальный продукт (ВНП) сократится на 2,3%, инфляция вырастет на 0,8%, реальный импорт упадет на 9% в краткосрочном прогнозе. На долгосрочном горизонте: ВНП -0,7%, инфляция +2,3%, реальный импорт -6%.

Реализация последних двух сценариев, предполагающих разделение мира на ЗСТ, окажет наиболее разрушительный эффект на мировую экономику, следует из оценок ЕЦБ.

Так, третий сценарий, при котором разделение на зоны сопровождается ограничениями по всем отраслям, принесет следующие краткосрочные потери: ВНП -15%, инфляция +12%, реальный импорт -44%. Долгосрочные потери: ВНП -3,2%, инфляция +3,2%, реальный импорт -35%. Это самый тяжелый сценарий из всех, которые представил ЕЦБ.

В последнем сценарии эксперты регулятора рассматривают фрагментацию по зонам с учетом только стратегических отраслей. Краткосрочные потери в этом сценарии: ВНП -4,5%, инфляция +4%, реальный импорт -13%. Долгосрочные потери: ВНП -1,2%, инфляция +1,3%, реальный импорт -7%.

«С учетом диапазона возможных значений в разных сценариях потери оказываются более чем в 2 раза выше при ограничениях во всех отраслях в сравнении со стратегическими ограничениями. Потери также значительно выше в случае разделения на региональные блоки [т. е. на ЗСТ], что отражает сложности, которые возникнут с большим числом торговых барьеров, чем в разделении на блоки Восток и Запад», – поясняют в ЕЦБ.

Самые вероятные сценарии

Процесс фрагментации традиционно разворачивается вокруг США и Китая, стран, которые в силу своей промышленной политики предлагают огромные льготы тем, кто размещает производство стратегических отраслей на их территории, указывает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. Это же отражается в том, что обе страны остаются мировыми лидерами по прямым иностранным инвестициям: только в 2022 г. в США было вложено $10,99 трлн, в Китай – $3,5 трлн, добавляет он. Тем не менее сценарии, в которых рассматривается противостояние блоков, сформированных вокруг США и Китая, совершенно нереалистичны, потому что центров влияния уже сегодня больше, наиболее влиятельной третьей стороной уже становится Евросоюз, отмечает эксперт. Кроме того, конкуренция этих крупных центров будет мотивировать более мелкие экономики объединяться в свои независимые коалиции, особенно к этому прибегнут страны с развитыми инновационными технологиями (Англия, Сингапур, Индонезия), полагает он.

Разделение на блоки Запад – США и Восток – Китай представляется более вероятным, так как они гораздо шире, чем ЗСТ, отмечает старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. В ЗСТ зачастую объединяются близко расположенные страны, имеющие доступ к одинаковым ресурсам, в связи с этим возникает проблема поиска товаров для международного обмена, поясняет она. В контексте двух обширных блоков эта проблема видится гораздо более мягкой, уверена эксперт.

Наиболее вероятно, что удастся в целом избежать фрагментации, так как она неминуемо ведет к значительному ухудшению условий жизни и, соответственно, к росту недовольства населения и это может побудить политические элиты вводить меньше ограничений в торговле с другими странами, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Тем не менее если разделение произойдет, то наиболее вероятно, что оно будет проходить по ЗСТ, отмечает он. При этом, возможно, не будут ужесточаться правила торговли между USMCA и еврозоной, а также ЕАЭС и ВРЭП, допускает эксперт.

Реализация сценариев, предполагающих ограничения торговли между блоками по всем отраслям экономики, возможна при затяжных военно-политических противостояниях между странами блоков, что маловероятно, считает Миронюк.

Воплощение любого из рассматриваемых теоретических сценариев в чистом виде крайне маловероятно, потому что деление стран как на блоки, так и на ЗСТ уже сейчас сталкивается с разногласиями, уверен заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Например, к условному блоку Восток – Китай в исследовании отнесены такие страны, как Мексика и Вьетнам, которые пока оказываются одними из основных бенефициаров отказа от китайских поставщиков глобальными компаниями, крайне независимой политики придерживается и Индия, указывает он. Вместе с этим кандидат в президенты США Рон Десантис допустил атаки дронами по Мексике в случае его избрания – это ставит под сомнение устойчивость USMCA, продолжает эксперт. Недавний Брекзит в Великобритании также показал, что ЗСТ не являются устойчивыми, добавляет Копейкин.

Тем не менее среди стран растет понимание, что углубление фрагментации им невыгодно, поэтому, например, при введении новых ограничений на американские инвестиции в искусственный интеллект, квантовые вычисления и полупроводники в Китае власти США подчеркивают, что эти барьеры затрагивают максимально узкие категории производств, указывает эксперт.