Минфин предложил программу контроля за ростом госдолга в субъектах

Ведомство беспокоится по поводу возврата казначейских кредитов и качества инвестпроектов
Минфин начал подозревать, что регионы не собираются отдавать бюджетные кредиты, рассчитывая, что их все равно простят/ Игорь Зарембо / РИА Новости

Минфин сформировал проект новой программы защиты региональных бюджетов от роста закредитованности. Ее ключевая цель – снижение рисков избыточного накопления обязательств, связанных с инвестициями, следует из презентации министерства (есть у «Ведомостей»). Ведомство хочет, во-первых, ограничить рост закредитованности, а во-вторых, усилить контроль за инфраструктурными проектами, которые реализуются за счет привлечения долгов.

Минфин уже занимался системным оздоровлением региональных финансов. Но в прошлый раз ведомство опасалось роста обязательств регионов по коммерческим банковским кредитам. Сейчас Минфин беспокоит прежде всего повышение задолженности перед федеральным бюджетом по инвестиционным казначейским кредитам, а также качество проектов, под которые они привлекаются. Кроме этого ведомство видит риски в росте забалансовых обязательств перед бизнесом по концессионным соглашениям и ГЧП, которые, по сути, являются квазигосдолгом.

Быстрое и стратегическое

Программа оздоровления разбивается на два блока: стратегические решения и быстрые победы.

Основные меры, которые ведомство предлагает по первому блоку, следующие:

  • n ограничить предоставление регионам казначейских кредитов инвестиционного характера (ИБК и СКК) исходя из уровня их госдолга с учетом бюджетной обеспеченности;

  • n установить бездефицитный бюджет для регионов с госдолгом более 100%;

  • n направлять сверхплановые доходы и весь прирост дотаций на выравнивание на социально защищенные статьи расходов и погашение долга;

  • n ограничить выплаты инвесторам по договорам о государственно-частном партнерстве (ГЧП), концессионным и лизинговым соглашениям;

  • n ужесточить требования к инфраструктурным проектам при их отборе и обеспечить безусловное достижение эффектов, которые оговаривались при согласовании казначейского кредита;

  • n отказывать инвесторам в мерах поддержки, в случае если они не реализовали проект или не смогли обеспечить поступление налогов в тех размерах, которые были предусмотрены соглашениями.

По блоку «быстрые победы» программа оздоровления несколько скромнее. В частности, Минфин предлагает регионам с высоким уровнем долга разработать и утвердить меры по сокращению госдолга и дефицита, ограничить случаи привлечения рыночных заимствований – при условии, что у субъекта накопились значительные остатки нецелевых средств, а также направлять казначейские кредиты в «прорывные проекты» с максимальной готовностью.

Инвестиционные бюджетные кредиты как инструмент финансирования региональных проектов появились в 2021 г. Всего, по информации Минфина, объем ИБК в России, который будет распределен за 2021–2025 гг., составит 1 трлн руб. Они отличаются более привлекательными условиями – федеральные средства предоставляются по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. При этом погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снижает нагрузку на региональные бюджеты. Механизм ИБК используется для кредитования инвестиционных проектов в объекты транспортной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры регионов.

Одним из критериев для предоставления ИБК выступало превышение дополнительных налоговых и неналоговых доходов региона по отношению к сумме кредита и расходов на его обслуживание. Поэтому погашение ИБК должно быть в полной мере обеспечено за счет бюджетных эффектов от реализации таких проектов. В 2022 г. бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты перечислены 78 регионам в размере 249,5 млрд руб.

В настоящее время Минфином разрабатывается комплекс мер по повышению качества организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, в том числе это касается долговой нагрузки на региональные бюджеты, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Обсуждать предложения можно будет после их проработки с заинтересованными сторонами, добавил он. На данный момент долговая нагрузка и объем государственного долга субъектов находятся на безопасном уровне, в связи с чем риск нарушений требований бюджетного законодательства отсутствует, заверил представитель ведомства. На начало года соотношение обязательств и собственных доходов субъектов составило 21%, напомнил он. Однако сейчас регионы активно привлекают из федерального бюджета кредиты, целью которых является инфраструктурное развитие территорий. Это может привести к повышению нагрузки в долгосрочной перспективе, ­отметил представитель ведомства.

Сигналы Минфина

Иногда встречается мнение, что бюджетные кредиты – это «квазидолговая нагрузка», которая в нужный момент будет реструктурирована или списана, отметила старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Практика последних лет показывала, что этот тезис часто подтверждается – бюджетные кредиты реструктурировались, более того, были замещены коммерческие заимствования, напомнила она.

В отдельных случаях даже возникали идеи не учитывать бюджетные кредиты в общем объеме долга, добавила эксперт. Но АКРА, по ее словам, всегда учитывало и продолжает учитывать весь объем долга при расчете долговой нагрузки субъекта без оглядки на кредитора. В условиях растущих расходов бюджетов, вероятно, возникает озабоченность в отношении источников средств, за счет которых такие кредиты будут возвращаться. Возможно, это сигнал о том, что пока в планах нет пролонгации таких кредитов, хотя говорить об этом рано, резюмировала она.

Казначейские инвесткредиты

Инвестиционные бюджетные кредиты (ИБК) как инструмент финансирования региональных проектов появились в 2021 г. Всего, по информации Минфина, объем ИБК в России, который будет распределен за 2021–2025 гг., составит 1 трлн руб. Они отличаются более привлекательными условиями – федеральные средства предоставляются по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. При этом погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снижает нагрузку на региональные бюджеты. Механизм ИБК используется для кредитования инвестиционных проектов в объекты транспортной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры регионов. Одним из критериев для предоставления ИБК выступало превышение дополнительных налоговых и неналоговых доходов региона по отношению к сумме кредита и расходов на его обслуживание. Поэтому погашение ИБК должно быть в полной мере обеспечено за счет бюджетных эффектов от реализации таких проектов. В 2022 г. бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты перечислены 78 регионам в размере 249,5 млрд руб.

Объем долга регионов на 1 июля достиг 3 трлн руб., что составляет 22% от объема налоговых и неналоговых доходов за последние 12 месяцев, отметил ведущий аналитик по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский. Такой показатель можно считать достаточно комфортным, добавил он. Предлагаемые Минфином ограничения связаны в том числе с выработкой бюджетной дисциплины у регионов. Ведь эти кредиты все равно в дальнейшем придется возвращать и в ведомстве на это рассчитывают, полагает он.

Бюджетные кредиты действительно стали основным драйвером роста регионального долга, но в целом эти займы предоставляются на инвестиционные цели, а не на финансирование текущих расходов, уточнила Анисимова. В 2022 г. долг субъектов вырос на 315 млрд (на 13%), при этом структура его сильно изменилась – задолженность перед Минфином выросла на 608 млрд руб., напомнила она. Больше всего бюджетных кредитов досталось Московской области, Москве, Нижегородской, Самарской, Кемеровской областям, уточняет эксперт.