Мишустин призвал ЕАЭС стать самодостаточным макрорегионом

Для этого странам союза надо преодолеть политический страх
Если страны ЕАЭС преодолеют политический страх нарушить западные санкции, то макрорегион сможет стать самодостаточным/ Дмитрий Астахов / ТАСС

Премьеры стран ЕАЭС 24 августа в Ереване обсудили подготовку программных документов, от которых во многом будет зависеть, останется ли союз исключительно торговым или начнет интенсивнее перерастать в экономический. На конец года назначено заседание Высшего Евразийского экономического совета, где должна быть принята стратегия на перспективу до 2030 и до 2045 гг. Премьер-министр России Михаил Мишустин, выступая на заседании межправительственного совета, заявил, что ЕАЭС должен наконец стать «самодостаточным регионом».

«Евразийский экономический союз играет роль одного из полюсов формирующегося многополярного мира. И остается открытым для новых партнеров», – считает премьер. Помимо традиционной для ЕАЭС интеграции топливного и продовольственного рынков, подчеркнул Мишустин, на первый план выходят вопросы технологического суверенитета, а также финансового регулирования.

Уже сейчас большинство взаимных расчетов проходит в национальных валютах, а к системе передачи финансовых сообщений Банка России подключено 80% банков государств «пятерки», напомнил премьер. «Предлагаем на основе национальных валют развивать общее платежное пространство. Внедрять евразийскую систему рейтингов. Таким образом мы улучшим инвестиционный климат и повысим безопасность расчетов и устойчивость наших экономик», – заявил Мишустин.

Российская сторона на публичных встречах первых лиц стран ЕАЭС традиционно выступает достаточно сдержанно, не навязывая другим участникам союза свою повестку. Но премьер Белоруссии Роман Головченко в довольно экспрессивном докладе обозначил принципиальные для обеих стран темы, которые не стал упоминать Мишустин. Промышленная кооперация и трансферт технологий в таких сферах, как микроэлектроника, машиностроение, станкостроение, фармпродукция и т. д., пока «буксует в бюрократических механизмах и отсутствии явной воли к наполнению этих деклараций практическими мероприятиями», – заявил Головченко. Он уверен, что, если не перестать «растопыривать пальцы», союз не сможет выйти за рамки хотя и успешного, но  исключительно торгового объединения.

Головченко также подчеркнул, что надо вернуться к обсуждению общих мер противодействия экономическому давлению на отдельные государства – члены ЕАЭС третьими странами. Решение о разработке такого механизма было принято президентами участников ЕАЭС еще в 2021 г., напомнил он.

Белоруссия, по его словам, полностью поддерживает предложенный Россией проект декларации (документа, в котором выражается консолидированная позиция союза по вопросу стратегии на средне- и долгосрочную перспективу, Мишустин не упоминал декларацию в принципе).

Частично в поддержку российско-белорусской позиции выступил премьер Киргизии Акылбек Жапаров. По его мнению, очевидно, что новый программный документ ЕАЭС должен быть разработан с учетом «новых экономических реалий на евразийском пространстве, включая односторонние меры экономического давления в отношении членов союза». Надо выработать общие меры реагирования на санкции, которые позволили бы минимизировать последствия для экономики ЕАЭС, считает он.

80% банков

государств «пятерки» подключено к системе передачи финансовых сообщений Банка России. А большинство взаимных расчетов проходит в национальных валютах, заявил Михаил Мишустин.

Премьер Армении Никол Пашинян, открывая заседание, ограничился приветственным словом и формальным упоминанием о росте взаимной торговли в ЕАЭС и экономики Армении. Впрочем, в своем довольно коротком выступлении он признал, что есть много нюансов, касающихся дальнейшего развития, но объединению требуется улучшить координацию в энергетической и денежно-кредитной сферах.

Глава кабмина Казахстана Алихан Смаилов призвал неукоснительно следовать изначально поставленным перед объединением целям и задачам. Хотя не все работает так, как планировалось, не нужно «увлекаться втягиванием новых сфер» в стратегию развития объединения. Казахстан подготовил свой вариант декларации, подчеркнул он.

Политический страх

Страны ЕАЭС – это более 180 млн человек, 14% территории Земли, где находится значительная часть ее природных ресурсов, напомнил первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Отношения между странами союза не всегда складываются легко, но они исторически прочные, поэтому у объединения есть все шансы стать полноценным независимым макрорегионом.

ЕАЭС – это наш проект, который дает доступ к российскому рынку, ресурсам и финансовой поддержке, отмечает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. При этом когда возникла санкционная война, практически все эти страны в той или иной степени поддержали ограничения и не инициировали заявления в поддержку России, добавляет он. Но они в какой-то степени от нас зависят, поэтому и Россия ждет солидарности, указывает эксперт.

14% территории Земли

занимают страны ЕАЭС, в них же находится значительная часть ее природных ресурсов, напомнил в выступлении первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин

Теоретически призывы сделать из ЕАЭС самодостаточный макрорегион верны, но на практике сделать это можно, только если страны преодолеют политический страх нарушить западные санкции, считает Суздальцев. Кроме того, Узбекистан и Киргизия сейчас склоняются в сторону Китая и Индии – это тоже проблема на пути создания единого экономического союза с Россией, считает он. По словам Суздальцева, для решения этих вопросов нужно размораживать действующие соглашения, создавать единое денежное пространство, развивать единое таможенное пространство.

Общее платежное пространство можно организовать на базе расчетов в валютах тех стран, в которых объем взаимной торговли максимален, отметил доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица. Например, если основной экспортер Россия, то и расчеты должны проходить в рублях. В этой ситуации каждая страна должна создавать резервы в российской валюте, считает он.

Единая система кредитных рейтингов ЕАЭС требует международной рейтинговой шкалы, которая позволяет сравнивать кредитное качество компаний, находящихся в различных юрисдикциях, отметил управляющий директор АКРА Алексей Мухин. Вместе с тем рядом российских агентств уже присвоены десятки рейтингов по международной шкале для компаний из Белоруссии и Казахстана, а также международных банков развития, напомнил он. То есть по факту можно говорить о том, что отдельные элементы единой системы кредитных рейтингов в ЕАЭС уже присутствуют, добавил он. Наиболее оперативным способом завершения создания единого рейтингового пространства видится признание в странах ЕАЭС российских рейтинговых агентств, работающих по международной шкале, считает Мухин.