Торговля России с Индией продолжает быстро расти

При этом сохраняется огромный дисбаланс в пользу РФ и проблемы с использованием рупий
ARUN SANKAR / AFP

Товарооборот России и Индии вырос в первом полугодии 2023 г. почти в 2,9 раза до $33,5 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. ($11,5 млрд). Он приблизился к объему товарооборота за весь прошлый год ($35 млрд). Это следует из опубликованных 28 августа данных министерства торговли Индии.

Почти весь рост товарооборота вызван увеличением экспорта из России в Индию. В первом полугодии ввоз российских товаров в Индию вырос в 3 раза до $31,5 млрд, из которых на долю нефти и нефтепродуктов пришлось $25,2 млрд. Ввоз индийских товаров в Россию тоже вырос в 1,7 раза, но до уровня всего лишь $1,9 млрд. Главной статьей индийского экспорта стали лекарства, закупки которых за шесть месяцев 2023 г. составили $184 млн. Таким образом, огромный торговый дефицит Индии с Россией, возникший после начала СВО в начале 2022 г. из-за переориентации поставок российской нефти из Европы, продолжил расти. Он увеличился практически идентично росту товарооборота более чем в 3 раза, составив свыше $29 млрд.

Как сообщил «Ведомостям» 16 августа президент Конфедерации индийской индустрии Р. Динеш, торговый дефицит образовался в связи с невозможностью использовать для расчетов значительные объемы индийских рупий, полученные российскими экспортерами. Но поиск механизма платежей продолжается обеими сторонами и вопрос будет поднят на новом раунде межправительственных переговоров, заверил Динеш.

Постоянный рост российско-индийского товарооборота – ситуативный тренд, который может перейти в долгосрочный в том случае, если западные санкции против России будут сохраняться, говорит руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. Ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков уверен, что речь идет как минимум о десятилетии и наращивание торговых операций с индийской стороной не остановится даже в случае частичного урегулирования российско-украинского конфликта и смягчения в связи с этим западных экономических рестрикций в отношении Москвы.

Причины торгового дефицита Индии не только проблемы с логистикой и расчетами, как утверждает индийская сторона, полагают эксперты. Куприянов считает, что коренной причиной является боязнь индийских компаний попасть под санкции. По его словам, шансы преодолеть дисбаланс в торговле с Индией и закупать больше индийских товаров сохраняются, такие попытки уже происходят в основном за счет задействования стран-посредников. «Преодолеть дисбаланс в рамках двусторонней легальной торговли вряд ли удастся, пока сохраняются санкции», – считает Куприянов.

Кочетков предполагает, что основной проблемой является уже сложившаяся структура двусторонней торговли. Она была многократно масштабирована за последние полтора года, а санкции стали лишь обострившим ситуацию фактором. Россия наращивает поставки энергоресурсов в Индию для ее собственной экономики или перепродажи в третьи страны, и предоставляемый российской стороной дисконт только подогревает спрос. Индия официально не сообщает, с какой именно скидкой получает российскую нефть: 25 августа министр нефти и газа республики Хардип Сингх Пури в интервью CNBC сообщил, что дисконт составляет от $15 до $30 за баррель. В мае, по данным источников Bloomberg, Индия хотела получать нефть у России по цене ниже $70 за баррель.

Теперь речь может пойти и об импорте из России зерна и удобрений, напоминает Кочетков. Но самой Индии, кроме лекарств-дженериков, аппаратуры для их производства и текстиля, практически нечего предложить в обмен на российские нефть и нефтепродукты. Продукция индийского автопрома пока не может конкурировать в России с китайским, равно как и местная электроника. А западные бренды еще не насытили собственно индийский рынок, поэтому говорить о реэкспорте локализованной в Индии западной технологической продукции рано, говорит аналитик. «Пока мы не можем закупить в Индии именно те товары, которые нам нужны в достаточном объеме и качестве, поэтому и дисбаланс в торговле будет расти», – заключил Кочетков.