В Европе вновь заговорили о близкой стагфляции

Рост цен в сочетании с вялой динамикой ВВП обеспокоили ЕЦБ
ANTOINE BOUREAU / Hans Lucas via AFP

Западные эксперты все чаще стали высказывать опасения относительно рисков наступления стагфляции в экономике еврозоны, когда ВВП замедляется на фоне высокого инфляционного давления. Такую озабоченность выразил, в частности, совет управляющих ЕЦБ, следует из опубликованного 31 августа протокола заседания регулятора по ключевой ставке в июле. «Ввиду повышенных прогнозов инфляции и слабых прогнозов роста ВВП возникают опасения того, что экономика, возможно, входит в фазу стагфляции», – сообщается в документе. В последний раз развитие европейской экономики по стагфляционному сценарию обозначалось как один из рисков для европейских инвесторов год назад, на заседании ЕЦБ в июле 2022 г.

О риске возникновения стагфляции в европейской экономике в конце августа предупредили и эксперты Deutsche Bank: «Большие опасения вызывает то, что прогнозы по Европе становятся все более стагфляционными на фоне того, что инфляция остается устойчивой, а признаков роста очень немного».

Как следует из данных Евростата, инфляция еврозоны по итогам августа сохранилась на уровне июльских 5,3%. Показатель начал ускоряться два года назад – с июня по декабрь 2021 г. инфляция прибавляла в месяц в среднем по 0,5 п. п. и к концу года достигла отметки в 5% (при таргете 2%). Динамика стала еще более резкой после введения антироссийских санкций и удорожания энергоресурсов – уже в марте 2022 г. инфляция достигла 7,4% после 5,9% в феврале. Осенью рост цен достиг двузначных значений (10,7% в годовом выражении в октябре 2022 г.), после чего инфляция начала стабильное снижение, но все равно оставалась на повышенном уровне. По итогам апреля 2023 г. она составляла 7%, мая – 6,1%. С 2000 г. инфляция еврозоны не превышала 5% даже в кризис 2007–2009 гг.

Повышенные темпы роста цен сопровождаются слабым ростом ВВП – во II квартале 2023 г. рост составил 0,6% в годовом выражении после 1,1% в I квартале. Согласно июльскому прогнозу МВФ, экономика еврозоны вырастет на 0,9% в 2023 г. после 3,5% в 2022 г.

Признаки стагфляции

Летом прошлого года Минфин России, описывая внешние условия в основных направлениях бюджетной и налоговой политики, отмечал риски погружения мировой экономики в стагфляцию. Возникшая ситуация стала результатом необдуманной политики властей крупнейших западных стран, которые в последние годы увлекались фискальным и денежно-кредитным стимулированием, говорилось в документе. В условиях глобального ценового шока страны с высоким уровнем госдолга становятся уязвимы к неизбежному росту процентных ставок, в связи с этим нарастают опасения в отношении их способности обслуживать внешний долг.

В еврозоне действительно есть риски возникновения стагфляции, на это указывают замедление производственной активности, уменьшение объемов кредитования и риски возобновления роста безработицы, отметили эксперты, опрошенные «Ведомостями».

Обычно при определении таких состояний экономики, как рецессия или стагфляция, чаще всего оценивается динамика ВВП квартал к кварталу, поясняет старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. Во II квартале 2023 г. ВВП еврозоны вырос всего на 0,3% в сравнении с январем – мартом, а в I квартале этот рост оказался нулевым (к октябрю – декабрю 2022 г.), напоминает эксперт.

Помимо устойчивого увеличения цен и вялого роста ВВП о рисках наступления стагфляции в Европе говорит и слабая деловая активность, отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По данным S&P Global, индекс PMI еврозоны в августе составил 46,7 пункта после 48,6 пункта в июле – это самое резкое сокращение за последние три года. Индекс PMI ниже 50 пунктов говорит о сокращении производственной активности. При этом в фазу спада впервые с 2022 г. вступила крайне важная для еврозоны сфера услуг – августовский PMI для нее составил 47,9 пункта после июльских 50,9 пункта, указывает Васильев. На приближение стагфляции влияет и то, что максимальные за 20 лет процентные ставки в еврозоне вынуждают потребителей сокращать расходы и значительно замедляют рост объемов кредитования, добавляет эксперт.

Риски стагфляции увеличиваются и за счет высокого государственного и корпоративного долга еврозоны – такая закредитованность экономики снижает возможности ЕЦБ для маневров в монетарной политике, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. При этом экономика оказывает сопротивление стагфляции – преимущественно через рынок труда, отмечает он. В июле безработица осталась на рекордном минимуме в 6,4% после аналогичного показателя в июне. Это значит, что рынок труда обладает некоторым запасом, чтобы какое-то время выдержать высокие процентные ставки, поясняет Васильев.

Также о возможности сохранения экономического роста говорит и снижение индекса цен производителей до отрицательных значений с начала лета, добавляет Миронюк. После 14,8% годовых в январе он вошел в отрицательную зону в мае (на отметке -1,6%) и спустился до -7,6% в июле, напоминает эксперт. Перенос дефляции в производственной сфере в снижение общего роста цен происходит обычно в течение нескольких месяцев, уточняет он.

Времена стагфляции

Стагфляция – спад в экономике, который совпадает с быстрым ростом цен и высокой безработицей. Наиболее разрушительным примером стагфляции в истории является эпизод 1970-х гг., когда глобальный нефтяной кризис, который привел к резкому росту цен на энергоносители, совпал с периодом просадки европейской экономики (особенно в 1975 г., когда ВВП европейских стран – участниц ОЭСР сократился на 1%).

Рынок труда сам по себе сталкивается с достаточно большим количеством рисков и вряд ли сможет остановить стагфляцию, считает доцент РЭУ им. Плеханова Юлия Коваленко. На фоне рекордного роста числа корпоративных банкротств во II квартале безработица может вернуться к росту, указывает она. К значительным ухудшениям экономической ситуации в Европе могут привести рост цен на энергоносители с наступлением зимы и увеличение расходов на ВПК, добавляет эксперт. В связи с этим вступление еврозоны в стагфляцию возможно уже к концу года, заключает Коваленко. К этому мотивирует также снижение объемов промышленного производства на протяжении марта – июня и падение объемов розничной торговли на протяжении первого полугодия 2023 г., добавляет Бондаренко.

На глубину и продолжительность стагфляции в еврозоне будет в наибольшей степени влиять то, насколько высоки риски рецессии в США, считает Васильев. Также Европа будет испытывать тяжелые последствия от углубляющейся конфронтации США и Китая и конфликта на Украине. До конца года рост ВВП еврозоны будет оставаться вблизи нулевых значений, инфляция снизится до 4%, при этом базовая инфляция (не учитывает цены на энергоносители и продовольствие) останется выше 4,5%, ожидает эксперт. Экономика еврозоны по итогам года вырастет не более чем на 0,3%, а рост цен может достигнуть 6%, считает Коваленко.