Как рекордно низкая безработица повлияла на экономику

В Минэке констатировали риски для экономической активности из-за дефицита кадров
Безработица находится на дне, считают в ИНП РАН. Скоро она от него оттолкнется/ Евгений Биятов / РИА Новости

Аномально низкий уровень безработицы тормозит экономику страны, заявил 6 сентября министр экономического развития Максим Решетников на форуме социальных инноваций регионов. «Основная проблема – это человеческий ресурс. Это выражается и в крайне низком уровне безработицы: 3% – все-таки для нас это аномально. Это уже точно тормоз для развития экономики, а не какой-то плюс», – сказал он. Министр отметил, что дефицит кадров – и количественный, и качественный – является «серьезным системным вызовом».

Уровень безработицы в июле этого года вновь обновил рекорд и составил 3% – это самый низкий показатель за всю историю наблюдений с 1991 г. Предыдущий минимум (3,1%) был зафиксирован месяцем ранее. Более половины (60%) российских работодателей, опрошенных Банком России в августе, заявили о нехватке сотрудников, говорится в свежем докладе регулятора «Региональная экономика». При этом 75% компаний стараются решить проблему, повышая зарплаты сотрудникам, следует из документа. Эксперты называют рост оплаты труда проинфляционным риском и серьезным вызовом для страны.

«Наибольшая доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, наблюдалась в обрабатывающих производствах, особенно в машиностроении и химической промышленности», – отмечается в документе ЦБ. Основными причинами роста спроса на труд организации назвали расширение производства на фоне ухода с рынка иностранных компаний и рост госзаказа. Кроме того, 80% респондентов заявили, что испытывают проблемы с наймом персонала. Это происходит из-за несоответствия уровня квалификации соискателей и их завышенных зарплатных ожиданий, уточнили опрошенные.

Предприятия стараются справиться с кадровым голодом при помощи переподготовки сотрудников, привлечения персонала из других регионов, автоматизации и повышения зарплаты, уточняет ЦБ в своем докладе.

Из-за кадрового голода и рекордно низкой безработицы ситуация на рынке труда становится все более напряженной, сказал в середине августа зампред Банка России Алексей Заботкин, представляя основные направления единой денежно-кредитной политики на 2024–2026 гг. «Это серьезное ограничение для дальнейшего расширения производства. При этом внутренний спрос растет. Потребительские настроения улучшаются. Ускоряется кредитование. Сильный совокупный спрос при ограничениях предложения ведет к усилению инфляционного давления», – отмечал он.

Среди мер, которые могли бы решить проблему дефицита кадров, Решетников назвал привлечение мигрантов в экономику, тиражирование механизмов нацпроекта по повышению производительности труда на большее число предприятий и активное внедрение искусственного интеллекта в производственные процессы. «Мы должны более активно работать с привлечением мигрантов в экономику. Рядом с нами Центральная Азия – активно растущий регион, где много рабочих рук, и мы там сейчас активно инвестируем в русские школы. Но это все нужно превращать в осознанную политику по удержанию здесь лучших талантов из сопредельных стран, потому что эти рабочие руки эффективны, они нужны экономике», – отметил министр.

С таким низким уровнем безработицы наша страна в современной истории еще не сталкивалась, заявил «Ведомостям» директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития Лев Денисов. Это серьезный вызов для экономики, ответом на который стали системные меры правительства, сказал чиновник. В качестве примера он привел «донастройку национального проекта «Производительность труда» на более широкий перечень предприятий». В результате выработка этих организаций выросла на 5% при том же уровне рабочей силы, что и у компаний «за периметром проекта», добавил он. 

Безработица подталкивает зарплаты

На фоне рекордно низкой безработицы средний размер зарплаты с января по июнь 2023 г. в реальном выражении (с учетом инфляции) увеличился на 6,9% год к году. В последние месяцы показатель увеличивается двузначными темпами: в июне реальные зарплаты выросли на 10,5%, в мае – на 13,3%, в апреле – на 10,4%. По оценкам опрошенных экспертов, это связано с кадровым голодом, возникшим в результате оттока специалистов за границу, расширения производств отраслей, связанных с импортозамещением, и демографических проблем.

Рост зарплат, спровоцированный нехваткой персонала на рынке труда, относится к проинфляционным факторам, отметил директор ИНП РАН Александр Широв. Однако это не самый главный риск, гораздо сильнее на темпы инфляции влияют колебания курсов валют, подчеркнул он. Эксперт также указал, что экономика сейчас растет в том числе благодаря увеличению оплаты труда населения – оно провоцирует усиление потребительского спроса. 

Опасения, которые есть у Мин-экономразвития, связаны с тем, что рост спроса на труд и увеличение зарплат могут принять неконтролируемый характер, считает Широв. Тогда появятся определенные дисбалансы и риски: ускорение инфляции, стагнация производства за счет отсутствия рабочей силы, ограничение спроса, уточнил Широв. Пока потенциал для решения кадрового голода есть, считает он. Во-первых, занято не все трудоспособное население – в качестве примера экономист привел домохозяек. Во-вторых, ослабление рубля создает определенные ограничения для привлечения трудовых мигрантов. До сих пор снижение безработицы было сопряжено с ростом занятости, подчеркнул экономист, автор Telegram-канала «Твердые цифры» Родион Латыпов. До недавнего времени фактор вносил положительный вклад в ВВП, так как безработные активно переходили в занятость, пояснил он. 

На данный момент уровень безработицы находится на своем дне, считает Широв. В течение ближайших двух-трех лет спрос и предложение труда постепенно будут приходить в баланс. В среднесрочной перспективе уровень безработицы зафиксируется на показателе 4% или чуть ниже, прогнозирует он. 

В будущем важнее рост численности населения и возрастная структура рабочей силы: чем больше молодых специалистов выходит на рынок труда, чем лучше для экономики, указывает Латыпов. По мнению эксперта, структурная проблема состоит в возможном старении и убыли населения. Росстат в своем среднем сценарии прогнозирует, что численность населения будет снижаться – с 146 млн в 2023 г. до 143 млн человек в 2035 г. «Занятость в таком случае будет снижаться структурно – по нашим оценкам, снижение занятости к 2035 г. может составить 3 млн человек», – пояснил он. 

Потенциал для насыщения рынка кадрами в России есть, уточнил экономист. Например, около 15 млн человек в трудоспособном возрасте не входят в состав рабочей силы, из них 2,3 млн человек не выразили желания работать совсем и еще 2,4 млн не ищут работу – это в сумме составляет 6% от рабочей силы, сказал Латыпов. Для сравнения: аналогичная доля для ЕС составляет около 3,5%, добавил он. 

Привлечь таких людей на рынок труда, по его мнению, может продолжающийся рост зарплат. Можно создавать и дополнительные стимулы, отметил эксперт, одним из возможных вариантов мог бы стать вычет на НДФЛ, зависящий от дохода домохозяйства и количества детей, – таким образом, более выгодным для молодых родителей станет выход на рынок труда.