Власти не планируют приватизацию крупных активов в следующем году

Обсуждавшаяся на ПМЭФ тема не перешла в практическую плоскость
Максим Стулов / Ведомости

Продажа государством доли в крупнейших компаниях в следующем году не планируется, сообщил «Ведомостям» близкий к кабмину источник, информацию подтвердил высокопоставленный чиновник. По их словам, публичная дискуссия о необходимости приватизации ключевых активов, которая активно велась этим летом, не перешла в формальную плоскость: правительство не провело ни одного совещания, где бы фигурировала эта тема. «Пока приватизация осталась на уровне разговоров», – констатировал близкий к кабмину источник. В бюджетные проектировки на следующий год продажа крупных госкомпаний не вошла, уточнил он.

На сегодняшний день практически нет таких активов, где можно было бы найти баланс между интересами бизнеса, бюджета и объективной необходимостью сохранить у государства контроль, пояснил другой собеседник.

«Продажа небольшого пакета в условной РЖД, которая в предыдущие годы регулярно попадала в проекты приватизации, не интересна бизнесу до такой степени, чтобы он был готов предложить за эту долю справедливую цену», – отметил высокопоставленный чиновник.

По словам источника, близкого к Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), тема приватизации возникла из-за опасений бизнеса по поводу возможного повышения налогов. Если выбирать из двух альтернатив – покупать госсобственность или просто платить в бюджет больше, – то первый вариант, очевидно, более предпочтителен, пояснил он. Ему также не известно об обсуждении в правительстве этой темы. На данный момент вопрос перестал быть таким актуальным, поскольку ситуация с бюджетом в целом урегулировалась.

В этом году Росимущество уже смогло существенно перевыполнить плановое задание по доходам от приватизации федерального имущества, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. В федеральный бюджет уже поступило порядка 18 млрд руб., что превышает план по доходам на этот год почти на 880%, сообщил он. Это стало возможным как благодаря реализации ряда крупных корпоративных активов, так и внедрению упрощенного подхода к продаже объектов казны стоимостью до 100 млн руб., которые теперь не требуется включать в прогнозный план, – отметил представитель ведомства.

В настоящее время каких-либо новых решений о приватизации крупнейших компаний правительством не принималось, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. «Ведомости» направили запросы в правительство,и РСПП.

Почему возник разговор 

Дискуссия о возможной приватизации крупнейших компаний, которая впервые за последние несколько лет возобновилась весной и активно велась летом, началась с предложения главы ВТБ Андрея Костина. В апрельской колонке для РБК банкир отмечал, что приватизация может стать источником денег на строительство новой модели российской экономики. По его мнению, передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях «неоднократно доказала свою эффективность». При этом «бизнес накопил значительный инвестиционный потенциал» и деньги в стране есть, говорил Костин. 

Позднее глава ВТБ уточнил, что на новом этапе приватизировать можно было бы доли в «Транснефти», РЖД, «Почте России», а также непрофильные компании «Ростелекома», «Ростеха» и «Росатома» и даже коньячные заводы.

В июне на ПМЭФ-2023 ряд чиновников поддержали приватизацию как источник финансирования трансформации экономики. В частности, эта тема стала одной из центральных на макроэкономической сессии форума. На ней председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что у нас «есть что приватизировать без ущерба стратегическим интересам – и это не только вопрос доходов в бюджет, но и вопрос развития частной инициативы». Помощник президента Максим Орешкин поддерживал позицию Костина по поводу передачи в частные руки крупных активов, добавляя, что приватизация не должна быть масштабной и важен именно выход из неэффективно используемых государством активов. Глава Минэкономразвития Максим Решетников отмечал, что новая приватизация не станет первоочередным источником пополнения бюджета, но она может стимулировать бизнес на инвестиции в сферы, где государство неэффективно. По мнению Решетникова, приватизация в большей степени важна для «ускорения роста и возможностей для инвестиций» и в меньшей – для фискальных вопросов.

До лета 2023 г. тема приватизации крупных активов обсуждалась в 2019 г., когда этот вопрос курировало Минэкономразвития (Росимущество перевели в ведение Минфина в 2020 г.) и пост министра экономического развития тогда занимал Максим Орешкин. В новый план приватизации на 2020–2022 гг. планировали включить такие крупные компании, как Дом.РФ, «Почта России», «Росгеология», «Зарубежнефть», аэропорт «Шереметьево» и ряд других. В итоговый план приватизации в части крупных активов тогда вошло сокращение доли государства в «Росспиртпроме» (до 75% плюс 1 акция), ВТБ (до 50% плюс 1 обыкновенная именная акция), Кизлярском коньячном заводе (до 50% плюс 1 акция). 

С чем связан отказ от приватизации

В июне, когда обсуждалась эта тема, ситуация с федеральным бюджетом развивалась драматично: доходы падали, расходы росли выше плана, а дефицит увеличивался. За январь – май доходы упали на 19% к аналогичному периоду прошлого года, а дефицит составил 3,4 трлн руб. при плане на год 2,9 трлн руб. При этом летом нефтегазовые доходы стали расти за счет роста цен на нефть и ослабления рубля. Уже в августе бюджет был исполнен с профицитом в 230 млрд руб., а за январь – август дефицит снизился до 2,4 трлн руб. 

Профессор факультета экономических наук ВШЭ Александр Абрамов считает, что отказ от очередной приватизации связан с «некоторым торможением» в российской экономике. По его словам, масштабные приватизационные сделки «разумнее проводить на стадиях экономического подъема, когда инвесторы смотрят на будущее с оптимизмом». Требования времени заключаются в том, что мы идем по пути обеспечения технологического суверенитета, а его в большей степени можно достигнуть при более активном госучастии в экономике, признает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому сейчас, наоборот, заговорили о дополнительной национализации, поясняет Климанов. А одновременно проводить пусть и «точечную национализацию и приватизацию» вряд ли возможно, говорит Абрамов.

Между тем Абрамов уверен, что интерес у бизнеса к синергии с крупными госкомпаниями есть – например, у банков в части использования инфраструктуры «Почты России», у нефтяных компаний – в части участия в органах управления «Транснефти», а у крупных производителей – в части возможности влияния на решения РЖД. По его словам, реально оценить объем инвестиционного спроса на акции госкомпаний можно лишь в процессе выборочных опросов самих инвесторов, но, вероятно, он мог бы составить до $10 млрд.

Доходы от приватизации

В 2022 г. доходы от приватизации имущества (нефинансовые активы), находящегося в госсобственности РФ, составили 934,38 млн руб. (в 2021 г. было более 1 млрд руб.). Было продано 223 объекта (в 2021 г. – 393). В июле «Известия» со ссылкой на Росимущество писали, что в 2023 г. в бюджет по данной статье поступило уже 12,1 млрд руб., что больше плана почти в 7 раз. Согласно прогнозному плану приватизации на 2023–2025 гг., власти собираются завершить передачу в частное владение 164 хозяйственных обществ, 35 предприятий, а также 28 400 объектов иного госимущества. Совокупно в эти три года Минфин планировал собирать по 1,8 млрд руб. со сделок по продаже госсобственности.

Впрочем, по словам Климанова, нельзя сказать, что власти совсем отказались от данного инструмента, но, видимо, пока подобные инициативы оказались не очень востребованными. Он пояснил, что в краткосрочном смысле приватизация выступает в качестве финансирования бюджета, а в долгосрочном – как повышение результативности работы какого-то сектора.

Что касается ее эффективности, то в контексте получения денег в бюджет в моменте «сам процесс и результат не выдерживает критики», но для последующего развития, уплаты налогов и других производных этот инструмент можно «высоко оценить, поскольку ключевые предприятия функционируют и развиваются», отмечает партнер юркомпании Sudohod Василий Коньков. В целом тезис о полезности приватизации Коньков считает верным, но с оговорками необходимости контроля государства над стратегическими активами, а также запретом так называемых налоговых оптимизаций с использованием офшорных компаний и подобных структур. 

Иного мнения придерживается советник адвокатского бюро БВМП Дмитрий Палин, считая полезность приватизации «очень спорной». С одной стороны, она увеличивает количество субъектов, занимающихся одним и тем же видом деятельности, а следовательно, и конкуренцию, объясняет Палин. С другой стороны, рассуждает юрист, вполне понятное стремление частного субъекта к максимизации прибыли приводит к его отказу продолжать деятельность хотя бы и социально важную, но не дающую значительной прибыли. А это влечет утрату многих жизненно необходимых для государства производств, массовые увольнения и безработицу, о чем свидетельствуют многочисленные факты из 90-х гг., когда производственные предприятия перепрофилировались в торговые центры либо сносились для жилой застройки, говорит Палин. 

Коньков полагает, что в кризис проводить приватизацию «можно и даже нужно», но решение выставить актив на аукцион должно быть обосновано финансовой моделью, планированием, а не только «надеждами на эффективность частной инициативы». Климанов же признает, что сейчас это скорее невыгодно для государства, потому что когда идет такая вынужденная продажа, то цена активов ниже, чем в более благополучные годы. Пример – приватизация 90-х гг., после которой возникли «долгосрочные негативные последствия», отмечает Климанов. С ним согласен Палин, полагая, что кризисные ситуации, особенно межгосударственного масштаба, требуют максимального сосредоточения всех ресурсов и их оперативного использования, а эксперименты по развитию рыночных отношений и повышению конкуренции в таких условиях «абсолютно неуместны».

В подготовке статьи участвовала Анастасия Бойко