Основные направления расходов будут связаны с обороной и социальной политикой

Они растут пропорционально темпам роста экономики
Вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова будет отвечать за важную часть бюджета в 2024–2026 гг./ Дмитрий Астахов / ТАСС

Самые крупные направления расходов, которые запланированы правительством на 2024 г., – национальная экономика (10,7%, или 3,9 трлн руб.), социальная политика (21,1%, или 7,7 трлн руб.) и национальная оборона (29,3% от всех трат, или 10,7 трлн руб.), следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2024–2026 гг. (есть у «Ведомостей»). На 4-м месте – национальная безопасность (9,2%, или 3,4 трлн руб.).

Расходы на социальную политику составят 7,6 трлн руб. в 2025 г. и 7,8 трлн руб. в 2026 г., по сравнению с параметрами действующего трехлетнего бюджета и бюджетного прогноза это на 7 и 4% больше. Траты на нацэкономику сократятся – до 3,3 трлн руб. в 2025 и 2026 гг. При этом в следующем году расходы по этому направлению вырастут на 11% относительно действующего бюджета, а в 2025 г. – снизятся на 9%.

На обслуживание госдолга потребуется 2,3 трлн руб. в 2024 г. (6,3% от всех трат). Расходы увеличатся по сравнению с действующим бюджетом на 41%. На эти цели в 2024 г. будет выделено на 634 млрд руб. больше, чем планировалось, в 2025 г. – на 895 млрд руб., в 2026 г. – на 586 млрд руб. Это связано с осуществлением в 2022 г. государственных внутренних заимствований сверх плана, установленного бюджетом, говорится в документе.

По разделу «Общегосударственные вопросы», который включает в себя расходы на обеспечение деятельности высших чинов и госслужащих, планируется выделить 2 трлн руб. (5,6% всех расходов). В следующем году на это направление потратят на 4% больше по сравнению с утвержденными параметрами, в 2025 г. – на 19%, в 2026 г. – на 18%.

Межбюджетные трансферты федеральной казны составят 1,7 трлн руб. (4,5% от всех расходов). По этому направлению предусмотрено сокращение трат по сравнению с действующим бюджетом на 30,7%. Расходы на здравоохранение будут на уровне 1,6 трлн руб. в следующие три года. Это больше на 7%, чем предусмотрено действующим бюджетом. На образование траты в 2024 г. составят 1,5 трлн руб., в 2025 г. – 1,3 трлн руб., в 2026 г. – 1,4 трлн руб., что примерно на 5% больше, чем в действующем бюджете.

На ЖКХ выделят 818 млрд руб. – на 66% больше, чем было запланировано. Затем расходы по этому направлению сократятся до 455 млрд руб. в 2025 г. и 360 млрд  руб. в 2026 г.

В разрезе госпрограмм больше всего расходов приходится на «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» – 4,8 трлн руб. в 2024 г., 4,9 трлн руб. в 2025 г., 5,1 трлн руб. в 2026 г.

По программе «Комфортная и безопасная среда для жизни» расходы в следующем году составят около 4 трлн руб., в 2025 г. – 3,5 трлн руб., в 2026 г. – 3,7 трлн руб. Кроме того, на госпрограмму «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» планируется выделить 3,6 трлн руб. в 2024 г., 4 трлн руб. в 2025 г. и 4,6 трлн руб. в 2026 г.

В открытой части бюджета в следующем году указано 25,5 трлн из 36,6 трлн руб., следует из пояснительной записки. По программным статьям (в разрезе госпрограмм, которые лежат в основе формирования бюджета) закрытая часть составляет в 2024 г. 3,8 трлн из 24,07 трлн руб., по непрограммным (в том числе развитие пенсионной системы) – 7,3 трлн из 12,56 трлн руб.

Источники доходов

В 2023 г. Минфин оценивает расходы в 31,67 трлн руб. Сумма включает в себя перенесенный трансфер ПФР (Соцфонда) в размере 1,5 трлн руб. и не включает отсрочку по уплате страховых взносов в 2022 г. и ее возврат в 2023–2024 гг., следует из пояснительной записки. Действующий бюджет на 2023–2025 гг. предусматривает расходы в меньшем объеме – на уровне 29 трлн руб. В то же время доходы бюджета в этом году окажутся больше плана – 28,66 трлн руб. вместо 26,1 трлн. Несмотря на отклонение от плана по расходам в 2,7 трлн руб., дефицит бюджета составит 3 трлн руб. (1,8% ВВП), что укладывается в прогноз правительства (2,9 трлн руб., или 2% ВВП).

В следующем году расходы вырастут на 24% по сравнению с утвержденными бюджетом – до 36,6 трлн руб., доходы – на 29% до 35 трлн руб. Нефтегазовые доходы (НГД) на 2024 г. прогнозируются в 11,504 трлн руб., ненефтегазовые (ННГД) – в 23,522 трлн руб. Отмечается, что рост ННГД относительно 2023 г. обусловлен рядом «разовых» поступлений, дальнейшее увеличение показателя связано с ростом доходов от основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль), а также с корректировкой налогового законодательства и улучшением собираемости и администрирования. Доля НГД по отношению к ВВП снизится с 6,4% ВВП в 2024 г. до 5,6% ВВП к 2026 г. «на фоне изменения доли нефтегазового сектора экономики в ВВП», говорится в пояснительной записке.

В 2025 г. доходы федерального бюджета составят 33,5 трлн руб., в 2026 г. – 34,1 трлн руб., расходы планируются на уровне 34,4 трлн и 35,6 трлн руб. соответственно. Таким образом, бюджет ближайшие три года будет дефицитным: в 2024 г. он составит 1,6 трлн руб., в 2025 г. – 900 млрд руб., в 2026 г. – 1,5 трлн руб. Правительство запланировало сокращение дефицита по сравнению с действующим трехлетним бюджетом (предполагает 2,2 трлн руб. в 2024 г. и 1,3 ­трлн руб. в 2025 г.).

Согласно предварительным данным Минфина об исполнении бюджета за январь – август 2023 г., доходы казны составили 17 трлн руб., расходы – 19,35 трлн руб.

Для финансового обеспечения расходов в ближайшие три года будут привлечены источники финансирования дефицита бюджета с внутреннего рынка, отметил в ходе заседания правительства 22 сентября министр финансов Антон Силуанов. По его словам, общий объем заимствований составит более 4 трлн руб. ежегодно.

Развитие по «программе-минимум»

Доля закрытых статей традиционно высокая, отметил директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов. К закрытым статьям бюджета могут относиться и расходы на экономику и социальную политику, например, в новых регионах, считает эксперт ЦМАКПа Эмиль Аблаев. В 2022–2023 гг. скрытые расходы, о которых отчитывался Минфин, преимущественно относились к расходам на оборону и безопасность, отмечает экономист Виктор Тунев.

Расходы на экономику резко сокращаются в реальном выражении с 2021 г., отмечает экономист Александр Исаков. В номинальном выражении они снизятся с плановых 4,1 трлн руб. в 2023 г., годовой рост потребительских цен за последние три года близок к 8,5%. Это значит, что в реальном выражении расходы на нацэкономику, скорее всего, вернутся к низким уровням 2016–2017 гг., указывает Исаков. Для реализации целей по импортозамещению и технологическому суверенитету необходимо будет сдвинуть сроки «вправо», полагает Тунев. Выделенной на нацэкономику суммы, вероятнее всего, хватит на выполнение «программы-минимум» в рамках процесса структурной трансформации, считает Аблаев.

Рост расходов на обслуживание госдолга связан с ростом ставок. На начало сентября из 19,6 трлн руб. внутреннего долга 7,6 трлн, или почти 40%, приходилось на ОФЗ, купоны которых привязаны к ключевой ставке, указывает Исаков.

Проект бюджета можно назвать «расточительным» для некризисного периода, отмечает Тунев. «В процентах от ВВП мы тратили больше только в 2009–2010 и 2020 гг.», – указывает он. По словам Исакова, у бюджета есть «выраженный проинфляционный крен».