Американский эксперт ожидает крупнейших за 100 лет убытков ФРС

Потери по процентам достигнут $100 млрд, оценил бывший экономист минфина США Алекс Поллок
MANDEL NGAN / AFP

Убытки ФРС от операций по итогам 2023 г. могут превысить $100 млрд, прогнозирует бывший заместитель директора управления финансовых исследований казначейства Алекс Поллок в аналитической заметке, опубликованной Институтом Мизеса (одно из главных объединений экономистов-либертарианцев, Поллок – старший научный сотрудник учреждения). Только за первую половину 2023 г. ФРС показала убытки от операций на сумму в $57 млрд, обратил внимание экономист. Годом ранее регулятор зафиксировал прибыль в $63 млрд, следует из ежеквартального отчета Федрезерва. Но уже с IV квартала ФРС ушла в убыток: за октябрь – декабрь он составил $7 млрд.

«Как центральный банк, особенно крупнейший и наиболее важный центральный банк в мире, может потерять десятки миллиардов долларов за шесть месяцев? Обычный человек, находящийся под влиянием мистики ФРС, по понятным причинам мог бы быть сбит с толку этим фактом», – пишет Поллок. Но, по его словам, не следует забывать, что американский регулятор, хотя и обладает монополией на выпуск доллара, чем обеспечивает себе фактически бесплатное фондирование на $23 трлн, циркулирующих по миру, остается прежде всего банком, вернее, объединением банков. ФРС состоит из 12 Федеральных резервных банков (ФРБ), каждый из которых курирует отдельный регион в США – например, ФРБ Нью-Йорка или Филадельфии.

Финансовый результат регулятора складывается преимущественно из разницы между процентными доходами – в основном купонами по гособлигациям, которые находятся на балансе ФРС, и расходами – платежами банкам, которые размещают у регулятора остатки, напоминает Поллок. Регулятор продолжает увеличивать краткосрочные расходы, в основном на выплаты процентов банкам по резервным счетам по ставке 5,4%, пишет экономист. В то же время доходы он получает с долгосрочных долговых обязательств (в основном это казначейские облигации и ипотечные бумаги частного сектора), которые ФРС покупала по ставке около 2% в период пандемии. Федрезерв технически не участвует напрямую в первичном размещении бумаг, уже после эмиссии регулятор выкупает их с рынка в рамках той или иной программы.

Дисбаланс процентных доходов и расходов стал основной причиной разгона убытков регулятора: за январь – июнь этого года общие расходы банков ФРС по процентам составили $141 млрд, комиссия по ним составила еще $4 млрд, а доходы – $88 млрд, указывает Поллок.

«ФРС в последние годы ввязалась в одну из классических финансовых авантюр на сумму около $5 трлн: краткосрочные займы и долгосрочные кредиты. Теперь процентные ставки пошли против этих планов, и риск превратился в реальные потери», – подчеркивает экономист. По его словам, к этому стоит добавить обесценение рыночной стоимости активов Федрезерва на $1 трлн за полгода. Согласно ежеквартальному отчету, на конец июня балансовая амортизированная стоимость портфеля ценных бумаг, купленных ФРС на внутреннем рынке, составила $7,9 трлн. Их справедливая стоимость – $6,9 трлн, говорится в документе.

По мнению Поллока, Федрезерв столкнулся с убытками подобных масштабов впервые более чем за 100 лет и в 2024 г. они продолжат расти. «Вместо того чтобы получать прибыль, как это надежно делала объединенная ФРС на протяжении более 100 лет, сейчас она несет гигантские убытки, что является историческим разворотом», – полагает Поллок.

Такой размер потерь наносит значительный вред американской экономике в целом: ухудшается положение ФРС, минфин США теряет способность размещать займы, а платить за это будут американские налогоплательщики. Возможности регулятора «напечатать деньги» для покрытия своих убытков в сложившейся ситуации крайне ограничены, уверен Поллок.

Ставки по краткосрочным займам ФРС (Interest on Reserve Balances, IORB), по которым она платит банкам, повышались с весны 2022 г. параллельно с ключевой ставкой. Вместе с первым с 2020 г. увеличением до 0,5% в середине марта IORB была также поднята до 0,4%. В июле 2023 г. IORB достигла 5,4%.

По состоянию на 15 сентября государственный долг США превысил рекордный уровень в $33 трлн, следует из данных казначейства.

Процентный дисбаланс

На протяжении последнего десятилетия ФРС придерживалась политики количественного смягчения, за счет чего экономика получала значительные объемы кредитных средств под низкие проценты, отмечает основатель инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александр Кубышкин. На 30 июня ФРС в совокупности владела $5,5 трлн казначейских ценных бумаг (UST) со средней доходностью 1,96% и $2,6 трлн ипотечных ценных бумаг частного сектора (MBS) со средней доходностью 2,20%, уточняет он. По мере того как заемщики выплачивают свои обязательства, ФРС получает процентный доход, указывает эксперт.

Вместе с этим регулятор также несет процентные расходы. Они связаны с его выплатами процентов банкам по остаткам резервов по ставке IORB, которая фактически является ставкой ФРС «овернайт», отмечает Кубышкин. Введение механизма обратного репо (RRP) создало еще одно процентное обязательство ФРС, добавляет он. Если процентные доходы оказываются выше расходов, ФРС направляет полученную прибыль в казначейство США, тем самым субсидируя государственные расходы, поясняет эксперт. Но уже в сентябре 2022 г. чистый процентный доход ФРС стал отрицательным из-за несоответствия структуры ее активов и пассивов, такое положение сохранилось и в 2023 г. Ситуация усугубляется тем, что портфельные активы – трежерис и ипотечные бумаги – имеют фиксированные процентные ставки, в то время как процентные расходы регулятора меняются в зависимости от ключевой ставки, добавляет Кубышкин.

В ближайшей перспективе казначейство не будет получать традиционные выплаты чистой прибыли от ФРС, что сильно усложнит финансирование дефицита правительственного бюджета, согласен он. В такой ситуации Минфину придется выпускать больше долговых обязательств, что, по сути, является элементом «печатания денег» наряду с созданием кредита частными банками, указывает он. В результате мы получаем скрытое увеличение ликвидности в банковском секторе на фоне достаточно высокой инфляции, заключает эксперт. Это может оказать значительное негативное влияние на экономику, хотя и несколько стабилизирует финансовые рынки – спрос на казначейские облигации все еще весьма устойчив, добавляет Кубышкин.

Текущие объемы процентных убытков ФРС сами по себе не представляются гигантскими для США, даже если они достигнут $100 млрд к концу года, это вряд ли создаст катастрофические последствия для американской финансовой системы, считает доцент Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров. Тем не менее схема формирования портфеля активов ФРС в данном случае вызывает множество вопросов, продолжает он. При текущих условиях экономики и ДКП она не может существовать долго, уверен эксперт. Возможно, однако, что ее организаторы рассчитывают на снижение ставок в среднесрочной перспективе, допускает он.

Эффекты от сложившейся ситуации будут относительно краткосрочные – американский бюджет несколько лет не будет получать привычные $50–100 млрд ежегодно, отмечает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Это будет создавать сложности на фоне высоких уровней дефицита и растущих расходов на обслуживание госдолга, но при проведении ответственной фискальной политики не приведет к большим проблемам в финансовой системе, считает он.

Выход из данной ситуации может заключаться либо в снижении ставок ФРС, что приведет к разгону инфляции, либо в обнулении ставок, которые регулятор платит банкам за их резервы на его счетах, это приведет к тому, что финорганизации будут выводить средства из ФРС и вкладывать их в более прибыльные активы, рассуждает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова. Оба решения приведут к бесконтрольному разгону цен, что совершенно непозволительно для ФРС, поэтому, скорее всего, разрыв ставок сохранится как минимум на ближайшие месяцы, а возможно, и на пару лет, считает она.

При условии снижения ставок ФРС сможет погасить свои «отложенные» активы уже к 2025 г., считает начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин.