Минфин вернулся к идее начисления налога на имущество бизнеса по кадастру

В ведомстве проработают механизм перехода на новые принципы в следующем году
Государство может иногда оценить недвижимость даже выше рынка. Но это лишь повод присмотреться к принципам определения кадастровой стоимости/ Сергей Мальгавко / ТАСС

Минфин в следующем году проработает механизм расчета налога на любое недвижимое имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости. Об этом говорится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 и плановые 2025–2026 годы (ОНБНТТП). «Будет осуществлена проработка перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости», – сказано в документе. Будет предусмотрен ряд исключений – например, для таких видов имущества, как линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда и ряд других.

Представитель Минфина заверил, что речь пока идет лишь об оценке перехода на такой формат налогообложения и проработке возможных механизмов. «В ближайшей перспективе такую меру вводить не планируется. Этот вопрос будет прорабатываться для оценки возможности такого перехода в более отдаленной перспективе», – заявил он «Ведомостям». Представитель Росреестра не ответил на запрос.

Минфин анонсировал вероятный переход на налогообложение исключительно по кадастровой стоимости в прошлом году. Тогда планы изменить принципы начисления налогов также вошли в ОНБНТТП на 2023 г. Но формулировка была более однозначной. В ведомстве не стали называть это «проработкой», а напрямую объявили о планах перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости «в целях выравнивания налоговой нагрузки». Впрочем, представитель Минфина на уточняющие вопросы тогда ответил, что «о конкретных решениях говорить преждевременно», писал РБК.

По общему правилу бизнес платит налог на недвижимость исходя из среднегодовой балансовой стоимости. Начисления по кадастру производятся в тех случаях, когда объект включен в региональный перечень объектов недвижимости. Земельные участки налогом на имущество не облагаются (для них предусмотрен специальный земельный налог). Кадастровая стоимость – это цена, устанавливаемая государством, ее регулярно пересматривают в соответствии с ситуацией на рынке. Налог на имущество целиком зачисляется в бюджеты регионов.

Власти вправе варьировать его величину и предоставлять отдельные льготы. Ставка по общему правилу не должна превышать 2,2%. При начислении по кадастровой стоимости – не более 2%. В прошлом году регионы получили 1,1 трлн руб. налога на имущество организаций. 

Как выгоднее

Включение в кадастровый перечень происходит на основании одного из двух критериев – по виду разрешенного использования земельных участков и по фактическому использованию объекта недвижимости, отметил директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. Часто компании используют недвижимость не по прямому назначению – например, здание, бывшее в управлении завода, может в документах относиться к промышленным землям, а по факту сдаваться в аренду как офисное здание, пояснил он.

В региональные реестры, как правило, включаются офисные и торговые помещения, добавил партнер Б1 Дмитрий Книженцев. Вся остальная недвижимость не попадает, в основном это производственные и складские помещения, уточнил он. Конечно, нельзя выбрать способ начисления, но всегда можно оспорить внесение объекта в реестр, если, по мнению компании, он был включен в реестр неправильно. В целом по остаточной стоимости платить выгоднее, полагает он. В большинстве случаев переход на кадастровую стоимость приведет к увеличению налоговой нагрузки и спорам, так как кадастровая стоимость часто даже выше рыночной, добавила партнер департамента налогов и права ДРТ Татьяна Кофанова.

Трудно сказать, какая стоимость выше – кадастровая или балансовая, отметил руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов. Для кого-то переход на кадастр увеличит размер налога, но для многих это будет означать снижение нагрузки, полагает он. Последнее часто выступает поводом для многих регионов медлить с переводом объектов в кадастровый перечень, добавил он. Налогообложение по кадастровой стоимости – это более справедливый подход, поскольку именно это предполагает начисление по рыночной стоимости объекта, уверен Орлов. 

Инициативой по переходу к обложению имущества от кадастровой стоимости не решается основная проблема налогообложения имущества – отсутствие четкого разграничения между движимым и недвижимым имуществом, полагает Никитин. Не решен вопрос со сложным производственным оборудованием – например, является здание доменной печи движимым или недвижимым имуществом, напомнил он. Налогообложение по кадастровой стоимости проще с точки зрения администрирования, отметил эксперт. При этом есть риски, что нагрузка в среднем, может, и не увеличится, но на отдельные компании она, конечно, вырастет – например, на производственный сектор.

Повсеместный переход на налогообложение по кадастровой стоимости позволит не только добиться единого подхода к налогообложению имущества по всей стране, но и завершит длительный спор между налогоплательщиками и налоговиками по поводу движимого и недвижимого имущества, полагает Орлов. Основной риск для бизнеса только в том, что кадастровая стоимость будет выше рыночной, согласился он. Но этот вопрос мало относится непосредственно к реформе, а является актуальным вне зависимости от того, будет она проведена или нет. 

Эффект на бюджеты

Больше всего от поступлений налога на имущество зависят такие субъекты, как Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, обратил внимание эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Эмиль Аблаев. У них доля этого налога в общих налоговых доходах бюджета превышает 30%. Следом за этими субъектами идут Республика Коми (21%), а также регионы со сравнительно невысокой бюджетной обеспеченностью: Еврейская АО (19,6%), Астраханская область (16,5%), Ингушетия (14,2%). То есть в топе, как видно, субъекты либо с мощной производственной базой, либо с невысокими доходами населения, поскольку, как правило, именно НДФЛ формирует значительную часть региональных бюджетов, отметил эксперт.

В 61 субъекте поступления налога на имущество организаций не выходят за пределы 10% и случаи, где это значение может быть в 2 раза выше, являются исключительными, добавил старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Громов. При этом на полюсах находятся экономически благополучные регионы, которые не зависят от дотаций из федерального бюджета. Нет прямой связи между социально-экономическим положением региона и долей поступлений налога, считает эксперт: это зависит от концентрации производства и предпринимательской активности.

Налог на имущество предназначен для финансирования расходов на содержание и развитие региональной инфраструктуры, а также на социальные программы регионов, напомнил доцент РЭУ им. Плеханова Дмитрий Осянин. С одной стороны, изменение принципов налогообложения повысит нагрузку на бизнес, с другой – улучшит возможности регионов финансировать строительство школ, больниц, социального жилья и т. д., добавил он.

Реформа имущественного налогообложения будет оказывать неравномерное влияние на субъекты, но многое будет зависеть прежде всего от политики региональных властей, добавил эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ Владимир Саськов. Не секрет, что в преддверии введения кадастра как принципа налогообложения отдельные регионы постарались «правильно» оценить недвижимость, что, к слову, приводило к многочисленным последующим судебным разбирательствам с налогоплательщиками. Наибольшее давление от перехода на кадастровую оценку могут почувствовать регионы с большим количеством старых объектов, т. е. с высоким уровнем уже списанной амортизации, но имеющие определенный уровень ликвидности, что скажется на их кадастровой стоимости в сторону увеличения относительно балансовой, резюмировал Саськов.