Малому бизнесу упростят обжалование блокировки по антиотмывочному закону

Процесс выхода из «красной» зоны риска затянут и сложен для предпринимателей
В правительстве решили дать право разблокировать средства даже самым злостным нарушителям из числа предпринимателей, если они впишутся в новый порядок/ Андрей Гордеев / Ведомости

Минфину и Росфинмониторингу поручили упростить обжалование предпринимателями блокировки средств из-за нарушения антиотмывочного законодательства. Такое поручение дал премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии по развитию МСП в сентябре (текст документа есть у «Ведомостей»). Новый порядок будет подготовлен совместно с ЦБ: именно Банк России решает, к какой группе риска отнести предпринимателей: «красной», что означает фактически блокировку операций по счету, «желтой» или «зеленой». Минфину и Росфинмониторингу нужно подготовить изменения в нормативные правовые акты, которые упростили бы обжалование включения предпринимателей в «красный» список, уточняется в поручении.

Представитель пресс-службы кабмина подтвердил информацию и уточнил, что мера рассматривается как часть комплекса поддержки МСП. Представитель Минфина переадресовал вопросы в ЦБ и Росфинмониторинг. В пресс-службе последнего заявили, что прорабатывают совместно с Банком России «законодательные изменения с целью урегулирования процедуры обжалования отнесения юридических лиц к высокой степени риска совершения подозрительных операций». В настоящий момент ведется обсуждение, окончательное решение пока не принято, уточнили в Росфинмониторинге. Помимо этого в ведомстве поддерживают размещение на официальном сайте Банка России информации о юридических лицах и ИП, отнесенных к высокой степени риска. Представитель регулятора не ответил на запрос.

Система разделения бизнеса на группы риска совершения подозрительных операций на базе платформы «Знай своего клиента» заработала с 1 июля 2022 г. после вступления в силу поправок к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ПОД/ФТ). Согласно новым нормам, ЦБ наделяется правом самостоятельно относить предпринимателей или компании к одной из трех групп риска по принципу «светофора» («красная», «желтая» и «зеленая»). Одновременно с этим обслуживающий банк по-прежнему сохраняет возможность отказа в проведении операции, которую сам сочтет подозрительной.

До начала действия новой системы контроля ЦБ оценивал, что 99% из 3,4 млн юрлиц и 3,7 млн ИП, зарегистрированных в России, – «зеленые» клиенты. Лишь 0,7% юрлиц и ИП ЦБ относил к «красной» группе. 

В «зеленой» группе находятся лица, ведущие реальную хозяйственную деятельность, проводимые ими операции не вызывают подозрений регулятора. «Красная» означает, что компания проводит транзакции, которые банк считает сомнительными. Деньги на счетах таких клиентов замораживаются, после чего может последовать принудительная ликвидация самой компании или ИП. В «желтую» попадают клиенты, которые наряду с сомнительными проводят и реальные банковские операции. Все транзакции, попадающие под подозрение, блокируются. 

Объем подозрительных операций в первом полугодии сократился на 9% год к году, следует из данных ЦБ. Из них операции с признаками вывода денежных средств за рубеж сократились ко второму полугодию 2022 г. почти в 2 раза до 12 млрд руб. Объемы обналичивания средств во всех секторах экономики в первом полугодии также снизились – на 13%, в банковском секторе этот показатель равен 32 млрд руб., что ниже на 5%, чем в прошлом году. 

В чем сложности

Процедура обжалования, действующая на данный момент, занимает слишком много времени, отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Елена Дыбова. По ее словам, после того как предпринимателя или компанию относят к одной из двух наиболее рисковых групп, обслуживающий банк ставит такого клиента на «стоп». Далее все остальные банки должны проверить операции такого лица и подтвердить, что оно ненадежно. «И только после того, как завершилась эта процедура, прошло согласование, у бизнеса появляется право доказывать, что это ошибка, что операции укладывались в логику его предпринимательской деятельности», – говорит она. С предложениями упростить механизм выхода из «красной» и «желтой» групп бизнес-объединения выступили на заседании комиссии по МСП при Центробанке, сообщила Дыбова. Инициатива заключается в том, чтобы дать предпринимателям и компаниям право начать процедуру обжалования сразу после того, как им станет известно о попадании в группу высокой степени риска, пояснила она. По ее словам, регулятор ее одобрил, поправки могут быть внесены уже в осеннюю сессию. 

Больше всего вопросов вызывает отнесение юридических и физических лиц к «желтой» группе, отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин. До сих пор не до конца ясно, к каким именно ограничениям должно приводить попадание туда, нет четкой регламентации, «что блокируется, какие последствия», говорит он. По закону полная остановка финансовых операций должна касаться только тех, кто оказался в «красной» группе, однако на практике это же происходит и с клиентами из «желтой» – они тоже попадают в стоп-лист, поясняет Дыбова. 

Чаще всего при обжаловании присвоенной степени риска бизнес сталкивается с трудностями в подготовке аргументации для обоснования собственной позиции. Целесообразно было бы усовершенствовать и унифицировать процессы подготовки и подачи заявлений на обжалование собственного статуса риска, отметил представитель «Деловой России».

Сейчас система реабилитации бизнеса (перевода из высокой рисковой категории в более низкую. – «Ведомости») представляет собой право на обращение в межведомственную комиссию при ЦБ и в суд, напомнил адвокат, партнер BGP Litigation Владимир Ефремов. При этом обжалование в комиссии – обязательный этап перед судебным разбирательством, пропустить его заявитель не может, добавил он.

По мнению Ефремова, основная сложность на этапе обжалования в межведомственной комиссии при ЦБ заключается в том, что ее заседания проходят заочно, заявитель и банк подают пояснения, но не могут присутствовать на заседаниях. Еще одна трудность для бизнеса связана со сроком, в течение которого может быть подано обращение в комиссию, говорит он. Это возможно в течение шести месяцев – этот период пресекательный, т. е. не может быть восстановлен, даже если у заявителя были уважительные причины для его пропуска.

Кроме того, регулятор не раскрывает данные по количеству обращений, результатам рассмотрения заявлений, а также не публикует решения комиссии, говорит адвокат. Таких данных действительно нет в открытом доступе, однако учет регулятором ведется, добавила Дыбова. По ее словам, в отношении результатов рассмотрения обращений «пока сохраняется паритет»: половина жалоб межведомственной комиссией удовлетворяется. При этом процент обжалований «незначительный» и абсолютное большинство из них инициирует бизнес из «желтой» группы, добавляет она.