Минфин назвал условия для соглашений по налогам с нейтральными странами

Стандартное СИДН предполагает формулу 10-10-10 по ставкам на выплаты за рубеж
Минфин ведет активные переговоры только с ОАЭ, но пока стороны не близки к окончательному решению/ Olesya Astakhova / Reuters

Минфин начинает переговоры с дружественными странами по поводу обновления действующего или подписания нового соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) со стандартного предложения. Базовая редакция СИДН, с которой ведомство выходит на партнеров, предполагает ставки на выплаты дивидендов, процентов и роялти за рубеж на уровне 10%, рассказал в интервью «Ведомостям» статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов.

«Есть универсальная компромиссная редакция соглашения, которую мы готовы предлагать со ставками 10-10-10 (10%-ные ставки налога у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти. – «Ведомости»). Это увязано со ставками, которые мы предлагаем в САР (специальные административные районы. – «Ведомости») для тех, кто туда переехал из иностранных юрисдикций», – пояснил он.

По словам Сазанова, основной принцип кампании по заключению СИДН с нейтральными странами, которую сейчас ведет Минфин, – не допустить повторения ситуации, когда бизнес использует иностранные юрисдикции прежде всего для получения пониженных налоговых ставок, учреждая там холдинговые компании. Условия новых соглашений должны быть экономически обоснованы и адекватны тем задачам, которые мы решаем: способствовать повышению притока иностранных инвестиций и не приводить к уменьшению национальной налоговой базы, отметил замминистра.

«Механизм [начала переговоров] работает так: к нам поступают обращения от бизнес-объединений с предложением подписать или донастроить то или иное соглашение. Ему сопутствует определенная аргументация, например, о росте торгового оборота с конкретной страной, удобстве ее использования при переориентации с западных рынков на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока», – пояснил Сазанов.

Он подчеркнул, что, хотя отдельные льготы возможны для конкретных видов бизнеса, в ведомстве точно не готовы делать исключения для холдинговых компаний с иностранным капиталом, которые регистрируются только для получения преференций по налогам.

Динамичная кампания

Минфин начал кампанию по пересмотру налоговых отношений со странами, которые не присоединились к санкциям против России, летом прошлого года. Первая и пока последняя юрисдикция, с которой переговоры удалось довести до конца, – Оман. В августе 2023 г. ведомство объявило о подписании СИДН с султанатом. В целом его условия соответствуют базовой формуле 10-10-10. Соглашение устанавливает общую ставку налога на доходы в виде дивидендов в размере 15%, но ее уровень понижается до 10%, если компания в течение года владеет не менее 20% капитала компании, которая производит выплаты. Ставка налога на процентные доходы и на роялти установлена в размере 10%. Отдельные льготы предусмотрены для госструктур и госкорпораций.  

Помимо Омана Минфин осенью прошлого года собирался пересмотреть СИДН с Малайзией, Турцией и ОАЭ, писали «Ведомости». Но, по словам Сазанова, активные переговоры сейчас ведутся только с ОАЭ, причем пока стороны не близки к окончательному решению. Источники Forbes летом сообщали, что соглашение с Малайзией находится в высокой стадии готовности – его планировалось подписать в августе. Пока других новостей по этому поводу не появлялось. На Финфоруме 28 сентября замминистра говорил Forbes, что переговоры с Турцией приостановлены, поскольку страна не проявила интереса к переподписанию СИДН. 

Соглашения с недружественными странами на данный момент приостановлены. Президент Владимир Путин подписал указ о заморозке соглашений СИДН с 38 государствами, которые поддержали санкции, 8 августа. Инициатива ограничить СИДН со странами Запада появилась в марте 2023 г. на фоне включения Евросоюзом России в так называемый черный список. С предложением тогда выступили Минфин и МИД. Указом Путина соглашения приостанавливаются до «устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов РФ».

Не только гавани

Переговоры со странами-партнерами медленно, но продвигаются, отметила партнер Б1 Марина Белякова. Наибольший интерес представляет прогресс диалога с ОАЭ, куда многие российские бизнесмены перевели свои компании, добавила она. В идеале – увидеть принятие соглашения к концу года с симметричным исключением ОАЭ из российского списка офшоров, надеется Белякова. Но здесь не все зависит от российской стороны, считает она: «Модель 10-10-10 вполне адекватна, так как эти ставки ниже, чем в целом по Налоговому кодексу (налог у источника выплаты составляет 15%. – «Ведомости»), также их наличие дает сторонам защиту от дальнейшего роста российских внутренних ставок. По похожей модели работают, например, Китай и Казахстан». 

38 недружественных государств

перечислены в указе о заморозке соглашений об избежании двойного налогообложения, подписанном президентом Владимиром Путиным

Базовая формула 10-10-10 может являться компромиссным вариантом и отправной точкой для переговоров, согласился партнер Kept Александр Токарев. При этом надо учитывать, что страна – партнер по СИДН может быть не заинтересована в предоставлении более льготных ставок, оберегая свой бюджет, добавил он. Потенциал для дополнительных поощрений имеют скорее проценты и роялти – для обеспечения более дешевого финансирования и стимулирования предоставления в страну новых технологий, однако все будет зависеть от конкретной позиции стран, считает он. 

Дружественность страны не дает никакого карт-бланша, напоминает Токарев. Применение льготных ставок по СИДН в любом случае не является чем-то автоматическим и простым: необходимо доказать, что получатель дохода из России является его бенефициарным собственником, не перечисляет существенную его часть иным лицам и вообще что транзакция имеет четкую деловую цель, а не преследует в качестве одной из основных целей получение налоговой льготы по соглашению, подчеркнул он. 

Использование дружественных юрисдикций имеет гораздо более широкий перечень причин, чем критерий «налоговой гавани», хотя, разумеется, бизнес всегда считает налоги и пытается найти оптимальные решения, полагает Белякова. Не стоит забывать о проблемах работы в недружественных странах, а также блокировке движения капитала из России в их адрес, отметила она. При этом в случае злоупотреблений у государства есть широкий инструментарий реагирования, включая концепции трансфертного ценообразования и фактического права на доход, напомнила эксперт.

Планируемое увеличение уровня налогообложения, например в ОАЭ и в перспективе в Бахрейне, введение и достаточно эффективное применение ограничительных налоговых мер на национальном и международных уровнях делают нецелесообразным использование «искусственных» структур в зарубежных юрисдикциях в качестве налоговых гаваней, добавила налоговый партнер «Технологии доверия» («ТеДо») Анна Модянова.