Китайская экономика замедлилась в III квартале

Пока это фундаментальная для КНР тенденция
Андрей Гордеев / Ведомости

Китайская экономика выросла на 4,9% в III квартале 2023 г. в годовом выражении, следует из данных Государственного статистического управления (ГСУ) КНР. Это выше ожиданий рынка (согласно консенсус-прогнозам аналитиков, рост должен был составить 4,4–4,5%), но ниже 6,3%, зафиксированных в апреле – июне. За январь – сентябрь ВВП увеличился на 5,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В целом по итогам 2023 г. власти ожидают роста на 5%.

В управлении также отмечают сентябрьский рост объемов промышленного производства на 4,5% в сравнении с августом. Промышленный индекс предпринимательской активности PMI в сентябре составил 50,2%, на 0,5 п. п. выше, чем в прошлом месяце, указывают в ГСУ. За первые три квартала текущего года общее промпроизводство выросло на 4%. Потребление в КНР также набирает обороты. За сентябрь розничные продажи выросли на 5,5% в годовом выражении – на 0,9 п. п. больше в сравнении с августом. За первые три квартала продажи увеличились на 6,8%.

Несмотря на это, цены в КНР в сентябре не выросли в годовом выражении – инфляция составила 0%. За первые три квартала индекс увеличился на скромные 0,4%. Базовая инфляция, не учитывающая волатильные цены на энергию и продовольствие, ускорилась до 0,7%. Больше всего за три квартала цены увеличились на фрукты (6%) и зерно (1,2%), услуги в области транспортировки и коммуникации (2,4%), образовательные, культурные и рекреационные услуги (1,9%), здравоохранение (1,1%).

Другие показатели в Китае также демонстрируют скорее позитивные изменения. Безработица упала до 5% с августовских 5,2% – это минимум с 2021 г. Инвестиции в основные активы в КНР увеличились на 3,1% в годовом выражении: вложения в инфраструктуру выросли на 6,2%, в производство – на 6,2%, в недвижимость – на 9,1%.

Очередной пересмотр

После выхода данных ГСУ финансовые институты и аналитические агентства начали пересматривать свои прогнозы по китайской экономике. Одна из крупнейших брокерских компаний – Nomura второй раз за месяц повысила ожидания по ВВП: с 4,8 до 5,1%. Аналогичным образом поступили и в Citigroup – прогноз банковской группы улучшен с 5 до 5,3%. Но, например, в Goldman Sachs посчитали, что фактические данные оказались хуже ожиданий. Там немного понизили прогноз – с 5,4 до 5,3%. Аналитики с лета начали улучшали ожидания по Китаю после череды последовательных ухудшений с апреля. Эксперты связывали это с ростом розничной торговли и промышленного производства в августе выше консенсуса.

В июле – августе китайские власти объявили о реализации новых мер поддержки экономики. Например, в конце июля Нацкомиссия по развитию и реформам КНР утвердила такие направления, как расширение оплачиваемых отпусков, подтверждение льгот для покупателей электромобилей, улучшение инфраструктуры и проведение массовых потребительских мероприятий.

Показатели китайской экономики за III квартал все же оказались ниже, чем хотелось бы руководству КНР, и не понятно, выйдет ли экономика к целевым 5% к концу года, полагает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ЦМАКПа Ирина Ипатова.

Темпы роста и другие показатели в целом по месяцам у КНР «неровные», отмечает она. В то время как некоторые из них демонстрировали резкое падение в прошлом году, например промышленный PMI, то другие, например внешняя торговля, показывали более плавное замедление. Поэтому делать однозначные выводы о позитиве не стоит: в ряде случаев действует эффект низкой базы. Создается иллюзия как локального резкого роста, так и значительного замедления, считает она.

Фундаментальная тенденция китайской экономики – это все же замедление темпов роста, учитывая демографические факторы, структуру потребления, проблемы в секторе строительства и снижение экспорта на традиционные рынки в США и Европе, говорит Ипатова. По ее мнению, точечные меры китайских властей в текущем году, направленные на оживление экономики и ускорение роста, не дают ситуации ухудшиться, но качественно ее не поменяли, резюмировала она.

Не рецессия и не чудо

Замедление темпов роста китайской экономики еще не означает признаков рецессии, замечает ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. При этом позитивным сигналом, на его взгляд, является рост потребления китайским населением при рекордно низкой безработице. Это результат действий китайских властей в предыдущие месяцы. «При этом у них нет сейчас задачи по разогреву экономики, целевые показатели не столь жесткие, как раньше, соответственно, нет масштабного стимулирования вбросом средств в то же инфраструктурное строительство, которое в значительной степени в стране завершено», – говорит эксперт.

Китай сталкивается с большими проблемами с экспортом своих товаров в ЕС и США на фоне замедления их потребления и низкой активности, указывает Кочетков. Китайский экспорт в Россию, хотя и частично стабилизирует ситуацию на фоне продолжения роста, полностью не покрывает проблем на других направлениях за счет меньшей емкости рынка, добавляет он.

У нынешней ситуации в китайской экономике есть как краткосрочные, так и долгосрочные причины, объясняет руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. К долговременным, по его словам, можно отнести тот факт, что «китайское экономическое чудо», сопровождавшееся темпами роста выше 10% и серьезным ростом благосостояния, завершилось и страна должна перейти к новой экономической модели. Предсказуемо сверхвысокие темпы роста сменились средневысокими примерно с 2015 г. на фоне исчерпания дешевых трудовых ресурсов и низких цен на энергию. Еще с тех пор Пекин ищет контуры новой модели и пытается перейти от масштабирования чужих технологий к превращению в центр инноваций, указывает Карнеев. Еще одной причиной является низкий глобальный экономический рост и снизившийся спрос на китайские товары, продолжает эксперт.

К краткосрочным причинам падения Карнеев относит санкционное давление со стороны Запада, в первую очередь США. Отложенный эффект от «торговой войны», начатой Дональдом Трампом и фактически продолженной Джо Байденом, чувствуется – не случайно китайское руководство ранее озаботилось идеей экономики «двойной циркуляции»и сосредоточением на внутреннем рынке, добавляет он.

«Но драматизировать ситуацию не стоит. В Китае со временем завершится демографический переход и городское население стабилизируется на уровне развитых государств, изменится структура потребления, а средние темпы роста в ближайшие годы будут 4–6%, а через декаду – и 2–3%, к чему власти страны, скорее всего, психологически готовы. Современные же 5% с учетом огромного масштаба китайской экономики для многих стран – заветная цель», – заключил Карнеев.