Счетная палата нашла дополнительные доходы для бюджета от приватизации

Поступления от реализации неучтенных активов оцениваются в сумму до 50 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости

Минфин не включил в прогнозируемый объем поступлений для финансирования дефицита бюджета стоимость двух госкомпаний, подлежащих приватизации по решению правительства, следует из приложений к заключению Счетной палаты (СП) на проект казны на 2024–2026 гг. Речь идет об алтайском заводе по производству сульфата натрия АО «Кучуксульфат» и крупнейшем российском поставщике этилового спирта АО «Росспиртпром».

Объем прогнозируемых поступлений от приватизации в ближайшие три года значительно ниже исполнения указанного показателя за последние 15 лет, указывает СП в заключении. Для финансирования дефицита федерального бюджета в 2025–2026 гг. Минфин рассчитывает получать от приватизации по 1,23 млрд руб. ежегодно. Поступлений от приватизации крупных обществ не предусматривается. При этом СП на основании проверки выявила, что в прогноз не включена стоимость двух компаний, которые должны быть приватизированы в этом году, а цена еще одного актива указана с дисконтом.

В случае если по результатам торгов акции будут проданы, вырученные от продажи средства поступят в бюджет уже в 2023 г., в связи с чем в проекте федерального бюджета на 2024–2026 гг. данные поступления не учтены, заявил «Ведомостям» представитель Минфина.

Сумма доходов

На основании июньского распоряжения правительства предусмотрено отчуждение 100% пакета акций «Кучуксульфата» путем продажи в электронной форме на аукционе, сообщил «Ведомостям» представитель Счетной палаты. По данным Росимущества, сделку должны заключить уже до конца 2023 г. «с учетом высокой степени готовности пакета к приватизации» – стоимость актива составит 10,36 млрд руб. Торги назначены Росимуществом на 25 октября 2023 г., сообщил представитель Минфина.

Что касается АО «Росспиртпром», несмотря на поручение правительства о его продаже в 2023 г., средства от приватизации компании «с учетом обязательности законодательно обусловленных процедур и их сроков», вероятнее всего, поступят в 2024 г., отмечают аудиторы. Сейчас проводится независимая оценка стоимости компании для определения начальной цены продажи, говорится в документе СП. На момент подготовки заключения оценка еще не была завершена, пояснили «Ведомостям» в Счетной палате.

Государство могло бы оценить компанию примерно в 30 млрд руб., предположил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Такая сумма получается с учетом объема годовых продаж спирта и доли «Росспиртпрома» на рынке (составляет почти половину), объяснил эксперт. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценил стоимость бизнеса «Росспиртпрома» с учетом дочерних обществ, объектов недвижимости и непрофильных активов в сумму от 40 млрд до 45 млрд руб. На конкурентном аукционе будет вполне реально продать его по такой цене, добавил он.

Кроме того, в июне правительство распорядилось приватизировать издательство «Высшая школа» по цене не ниже рыночной, указывает в заключении СП. По состоянию на апрель 2023 г. она составляла 1,08 млрд руб., отмечает ведомство. При этом в расчетах прогноза поступлений от приватизации, составленного Росимуществом, стоимость этого актива учтена с дисконтом. Объемы поступлений в плановом периоде 2025–2026 гг. будут меньше прогнозируемых законопроектом на 206,8 млн руб. ежегодно, заключает Счетная палата. Отчуждение акций будет осуществляться на основании отдельного решения правительства по цене не ниже рыночной, определенной независимым оценщиком, указал представитель Минфина.

Выгодна ли приватизация

Бизнес «Высшей школы» нельзя назвать сверхвыгодным, так как она не занимается массовым производством учебников, как, например, издательство «Просвещение», поэтому компанию могут продать со скидкой, считает профессор факультета экономических наук ВШЭ Александр Абрамов. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка производителя в 2022 г. составила 2,5 млрд руб., чистая прибыль – 345 млн.

В то же время «Росспиртпром» является очень прибыльной компанией, указал руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Сейчас, находясь в государственной собственности, она выплачивает дивиденды в федеральный бюджет, и потому относительно целесообразности ее приватизации существует дискуссия. В 2021 г. на дивиденды было направлено 355 млн руб., сообщал ТАСС. В 2022 г. – менее 50% прибыли. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка производителя в 2022 г. составила 2 млрд руб., чистая прибыль – 848 млн. Стоимость «Росспиртпрома» могли не учесть в прогнозе по поступлениям в бюджет, так как окончательное решение о передаче в частные руки столь крупного игрока на алкогольном рынке еще не принято, предполагает Климанов. Можно предположить, что готовится переход этого актива под контроль «прогосударственного» доверенного лица, и это требует времени, добавил Дробиз. Человек или компания, которым перейдет компания, будет связан с государственными структурами, считает владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман.

В случае с «Кучуксульфатом» де-факто приватизация будет повторной, рассказала доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. В 2022 г. передача объекта в частную собственность, которая произошла 30 лет назад, была отменена, и акции перешли государству – теперь же правительство планирует вновь передать активы частному инвестору. Последние данные, доступные в «СПАРК-Интерфаксе», свидетельствуют, что в 2020 г. выручка «Кучуксульфата» достигла 6 млрд руб., чистая прибыль – 733,2 млн руб. 

Приватизация в настоящее время «носит ручной характер управления» и реалистичность перехода в частные руки зависит от конкретного объекта, отмечает Абрамов. Когда Минфин сомневается в необходимости приватизации тех или иных компаний, он может исключать из проекта бюджета соответствующие доходы. «У Минфина обычно преобладает консервативный подход к реалистичности поступления доходов от приватизации при формировании бюджета», – объяснил эксперт.

В проекте федерального бюджета Минфин учитывает только те доходы, на которые можно рассчитывать с большей вероятностью, подтверждает Валишвили. В вопросе приватизации крупных госпредприятий неизвестно, когда конкретно состоится продажа, поэтому включать в главный финансовый документ страны подобные доходы некорректно, считает она.

Эффект для бюджета

Согласно проекту бюджета на следующую трехлетку, в 2024 г. дефицит казны составит 1,6 трлн руб., в 2025 г. – 900 млрд, а в 2026 г. – 1,5 трлн. Сумма в десятки миллиардов в этом контексте будет иметь весьма умеренный эффект, соглашается Абрамов.

Приватизация давно перестала приносить бюджету существенные доходы на постоянной основе, но, как отмечает в своем заключении Счетная палата, прогнозируемые поступления в ближайшие три года оказались очень низкими даже по сравнению с показателями последних 15 лет. Например, в 2022 г. поступления составили 7,8 млрд руб., а в 2020 г. – 12,6 млрд. Пиковым за последние годы был показатель 2016 г. – 406,8 млрд руб.

Прогноз поступлений в бюджет в 2024–2026 гг. не включает стоимость акций крупных компаний, которые могут продаваться по отдельным решениям президента и правительства, напомнила Валишвили.

Сегодня программа приватизации выглядит намного скромнее списков 10–15-летней давности, поскольку ряд объектов уже перешли в частную собственность, а стратегически важные предприятия не могут выйти из-под контроля правительства, объясняет эксперт. В сентябре замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что в ближайшую трехлетку приватизации больших дорогостоящих активов не планируется, поэтому рассчитывать на этот источник финансирования дефицита бюджета не следует, считает Валишвили.

Доходы от приватизации в следующие три года прогнозируются в небольшом объеме, так как сегодня рынок сузился – в частности, на нем больше нет нерезидентов, добавляет Абрамов. Однако здесь важна не сумма, а сигнал для инвесторов: в текущей ситуации государству важно поддержать инвестиционный климат и показать, что приватизация является значимой мерой привлечения доходов в бюджет и сохранения рыночной экономики.

По мнению Абрамова, правительству было бы вполне выгодно провести приватизацию умеренного пакета акций РЖД, «Алросы», Сбербанка, Русгидро, «Транснефти» и ряда других крупных компаний. Такие решения не ведут к потере государственного контроля над компаниями, но при этом очень усиливают оптимизм участников рынка в отношении того, что государство следует рыночным принципам экономики, подчеркнул эксперт.

В своем заключении на проект бюджета комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям тоже указывал на необходимость активизировать приватизацию. Депутаты сочли «обоснованным продолжить наращивание темпов и объема вовлечения публичного имущества в хозяйственный оборот» путем отчуждения госсобственности. В начале октября, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации, министр финансов Антон Силуанов согласился с мнением, что передачу госсобственности в частные руки следует проводить более активно. «Все предлагают, и у нас тоже есть список компаний, которые можно было бы включить дополнительно в следующей трехлетке в приватизацию», – сказал он. Предложения Минфина по расширению списка должны пройти обсуждение в правительстве, добавил он.