Власти хотят увеличить штрафы за вывод прибыли через внутригрупповые сделки

Минфин и ФНС предложили ужесточить наказание за занижение налоговой базы
Участникам одной группы придется хорошо подумать, прежде чем занижать налоги с помощью трансфертных цен. ФНС и Минфин (руководители ведомств Даниил Егоров и Антон Силуанов в центре на фото) уже подсчитали доходы от роста собираемости/ Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Власти хотят усилить контроль за сделками между взаимозависимыми лицами – инструментом управления бизнесом, который предполагает переход товара или услуги от одной дочерней структуры к другой, например от производителя к торговой компании. Обсуждение поправок в Налоговый кодекс ведется между Минфином, ФНС и крупным бизнесом, интересы которого представляет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с законопроектом. Информацию подтвердили также собеседник, близкий к правительству, и источник в одной из крупнейших компаний. Одно из ключевых изменений касается подхода к начислению штрафов за нарушение правил трансфертного ценообразования (ТЦО), т. е. стоимости, которой участники одного холдинга пользуются при купле-продаже.

Штраф от базы и скрытые дивиденды

Сейчас размер штрафа зависит от суммы недоимки по налогам, т. е. выявленной ФНС задолженности плательщика перед бюджетом. Законопроектом, по словам источников, знакомых с его текстом, предлагается привязать штраф к сумме корректировки налоговой базы – непосредственно к величине, на которую компания необоснованно занизила налогооблагаемый поток в результате применения нерыночных цен (речь идет о поправках в ст. 129.3 НК). Ставку при этом планируется сохранить на нынешнем уровне – 40%, но уже от базы, а не от недоимки. По словам источников, пока обсуждается, станет ли такой подход всеобщим или будет касаться только операций с нерезидентами.

«Одна из развилок – применять ли этот принцип ко всем сделкам или только к внешнеторговым. Поскольку законопроект скорее про ограничение оттока базы за рубеж, возможно, правила для внутрироссийских операций останутся такими же», – пояснил один из собеседников.

При этом в качестве обоснованной цены предлагается применять не максимальную и минимальную границу интервала рыночных цен, а медианное значение, что также может увеличить размер корректировки налоговой базы в результате проверок по ТЦО, отметил источник.

Второй ключевой момент в законопроекте – это изменение подхода налоговых органов к операциям с нерезидентами.

Такие сделки подлежат контролю как с взаимозависимыми, так и с независимыми лицами, если предметом сделки является товар по перечню Минпромторга (нефть и товары, выработанные из нефти, минеральные удобрения, черные и цветные металлы, драгоценные металлы и камни) или иностранный контрагент из списка офшоров, который был расширен в этом году на так называемые недружественные страны (ст. 105.14 НК РФ).

Согласно законопроекту, если инспектора обнаружат отток налоговой базы в таких сделках за рубеж, то, помимо штрафа в 40% от ее размера, компании придется уплатить налог у источника, поскольку занижение будет считаться скрытыми дивидендами (в данном случае речь идет о поправках в ст. 105.3; ставка этого вида сбора составляет 15%. – «Ведомости»). При этом взаимозависимость контрагента в данном случае роли играть не будет. 

«Доход, возникший у лица, не являющегося налоговым резидентом, в размере суммы соответствующей корректировки приравнивается в целях настоящего кодекса к дивидендам, полученным этим лицом от источников в Российской Федерации», – говорится в законопроекте.

Представители Минфина и ФНС не ответили на запросы «Ведомостей». В РСПП отказались от комментариев. 

Глубина проверки и добровольное раскрытие

Кроме этих двух изменений, предлагается еще несколько уже не столько фискальных, сколько административных поправок, часть из которых также подразумевает ужесточение условий. В частности, по внешнеторговым сделкам с товарами из перечня Минпромторга предполагается раскрытие цепочек поставок, связанных с их движением. Для такого раскрытия будет изменена форма уведомления о контролируемых сделках (в частности, необходимо будет раскрывать цены и условия последующих реализаций таких товаров, а также рентабельность иностранных контрагентов). Кроме того, предлагается предусмотреть обязанность представления финансовой отчетности иностранных компаний, участвующих в данных цепочках. 

Еще одно важное изменение – глубина проверки и сроки давности нарушений. Предполагается увеличить срок, за который ФНС будет иметь право проверять трансфертные цены, с трех до пяти лет. Также увеличиваются штрафы за неподачу отчетности по ТЦО (например, штрафы за неподачу уведомления растут с 5000 до 1 млн руб.).

На 40% от налоговой базы

будут штрафовать нарушителей принципов трансфертного ценообразования, согласно законопроекту Минфина и ФНС

Есть и несколько позитивных изменений для налогоплательщиков, которые хотят заранее согласовать с ФНС систему трансфертных цен. Появляется возможность так называемого предварительного, необязывающего обсуждения с ФНС (аналог ICAP в странах ОЭСР). По сути, это возможность обсудить с налоговиками, видят ли они риски в предполагаемой методике установления трансфертных цен. Это даст возможность откорректировать систему для снижения рисков. Но мнение налоговиков не будет являться обязывающим, в отличие от соглашения о ценообразовании. Появляется также возможность заключать соглашение о ценообразовании не только по будущим, но и по произошедшим сделкам. При этом госпошлина за заключение соглашения снижается с 2 млн до 1 млн руб.

Что это значит

Бизнес оценивает предложение эмоционально. «Предлагаемые инструменты борьбы будут иметь эффект ковровой бомбардировки, а не прицельной борьбы», – отметил источник в одной из крупнейших компаний. По его мнению, закручивание гаек имеет смысл в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Но правила игры сформулированы таким образом, что возможны интерпретации: какие данные брать для определения рыночной цены, как их корректировать, что делать с особыми условиями контрактов и т. п., пояснил он. Таким образом, доначисления далеко не всегда связаны с прямыми нарушениями, а гораздо чаще – с различием в методологических подходах, считает источник. «Действия Минфина напоминают антибиотик: воздействуя на возбудителя болезни, несет существенный побочный урон другим органам», – жалуется источник. 

Близкий к правительству источник признает, что законопроект действительно предполагает «закручивание гаек». Но, по его словам, документ в целом создает все условия для того, чтобы добросовестные налогоплательщики не попадали под риск неоднозначных интерпретаций: добровольные соглашения такую вероятность практически устраняют. «Законопроект мотивирует бизнес раскрываться и корректироваться самостоятельно. Кому нечего скрывать – не должен сильно беспокоиться», – отметил он. В любом случае инициатива пока дорабатывается, резюмировал он. 

Инициатива может быть связана со стратегией государства более эффективно бороться с перетоком налоговой базы и капитала в иностранные государства через трансграничные сделки, отметила партнер B1 Марина Белякова. Эффективность, вероятно, должна обеспечиваться более глубоким раскрытием информации по контрагентам, что поможет ФНС иметь более ясное понимание операционных моделей, а также собственно перспективой крайне высоких штрафов, полагает она. Судя по всему, в сумме по внешним сделкам объем изъятий может составить почти 80% (40% штраф, 15% налог у источника, 20% налог на прибыль + пени) от «нерыночных» элементов платежей, что в разы больше текущего уровня, обратила она внимание.

С одной стороны, замысел понятен, рассуждает Белякова: в период фискальной напряженности возможность противодействовать выводу налоговой базы из страны высокоактуальна. С другой – для многих добросовестных компаний очевидно кратное повышение административной нагрузки, что при работе в режиме форс-мажора не совсем удачно. К сожалению, отделить такие компании от тех, кто умышленно злоупотребляет ценами в сделках, и провести дифференциацию правил довольно сложно, считает эксперт. Тем не менее разумным видится как минимум распространение новых правил только на трансграничные сделки, а не на все, полагает она.

На 14%

должны вырасти доходы бюджета за счет повышения собираемости налогов

Инициатива изменений в правила ТЦО связана с двумя факторами: необходимостью обеспечить более жесткий контроль за оттоком налоговой базы из-за применения трансфертных цен за рубеж, а также усложнением, а в отдельных случаях и прекращением обмена информацией между налоговыми органами России и ряда иностранных государств, добавила партнер Kept Наталья Вальковская. Логика властей понятна, но в конечном счете принятие инициативы приведет и к существенному увеличению рисков для налогоплательщиков и административной нагрузки для выполнения новых требований, полагает она. Ввиду того что проблемы с получением информации о сделках между российскими налогоплательщиками у налоговых органов нет, а проблематика смещения налоговой базы за рубеж в таких сделках отсутствует, было бы целесообразно распространить новые требования только на трансграничные сделки, предлагает Вальковская. Было бы разумным больше стимулировать добросовестных налогоплательщиков, которые выполняют все требования к отчетности по ТЦО, например, через снижение суммы штрафных санкций, добавила она.

Проверок по ТЦО исторически было мало прежде всего из-за ограниченности ресурсов у контролирующих органов для их проведения, напомнила партнер «Технологий доверия» Наталия Козлова. В то же время стоит задача повысить собираемость налогов, продолжила эксперт. Поэтому власти и прибегают в том числе к таким инструментам, которые предполагают ужесточение ответственности за уклонение от налогов, отметила она. Но это не единственная мотивация: очевидно, что есть и задача улучшить администрирование и повысить эффективность, иными словами, увеличить прозрачность плательщиков.

Ранее о задаче существенно нарастить собираемость говорил заместитель министра финансов Алексей Сазанов. Рост доходов на 14% будет достигнут за счет администрирования, сообщил он, выступая на заседании коллегии ФНС 25 сентября. 

Параллельно с этой инициативой, по данным управляющего партнера Guskov & Associates Александра Гуськова, происходит отлаживание механизма автоматического контроля за ценами экспорта сырья, для которого существуют рыночные индикаторы (например, биржи или данные Argus). Работа этой системы предполагает использование не только таможенной статистики, но и данных от налогоплательщиков, отметил он. ФНС необходимы их пояснения, поэтому в законопроекте и появилась норма, согласно которой документация может истребоваться вне рамок налоговой проверки, уточнил Гуськов.

В условиях, когда российский бизнес и так практически на ежедневной основе подстраивается под меняющиеся рыночные факторы, такие как курсы валют, новые логистические маршруты, неизбежно меняя условия ведения бизнеса, хотелось бы, чтобы законодатель давал ориентиры и создавал правовую определенность, а не использовал волатильность против налогоплательщиков, резюмировала руководитель практики трансфертного ценообразования и международного налогообложения Taxology Любовь Старженецкая.