Спад прямых инвестиций в экономику Китая ускорился

КНР столкнулась и с оттоком капитала с финрынков
Андрей Гордеев / Ведомости

Бегство инвесторов из Китая ускорилось в сентябре, несмотря на признаки оживления экономики. По итогам девяти месяцев сумма прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в КНР составила $125,7 млрд (920 млрд юаней), что на 8,4% меньше, чем годом ранее. За январь – август был зафиксирован спад на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. По итогам восьми месяцев сумма ПИИ составила $118 млрд (847 млрд юаней). Помимо спада ПИИ Китай сталкивается и с оттоком средств с финансовых рынков. В сентябре нерезиденты вывели из ценных бумаг Китая $8,8 млрд ($4,4 млрд из акций и столько же из долговых инструментов), следует из данных вашингтонского Института международных финансов (IIF). Впрочем, по сравнению с августом отток замедлился. Тогда иностранные инвесторы вывели $20,1 млрд (рекордные $15,1 млрд из акций и $5 млрд из облигаций).

Китайская экономика выросла на 4,9% в III квартале 2023 г. в годовом выражении, следует из данных Государственного статистического управления (ГСУ) КНР. Это выше ожиданий рынка (согласно консенсус-прогнозам аналитиков, рост должен был составить 4,4–4,5%), но ниже 6,3%, зафиксированных в апреле – июне. За январь – сентябрь ВВП увеличился на 5,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В целом по итогам 2023 г. власти ожидают роста на 5%.

Китай – не единственная экономика, столкнувшаяся с волной бегства инвесторов. Еще в июле Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сообщала об уменьшении объемов ПИИ в мире на 12% г/г по итогам 2022 г. В докладе организации отмечалось, что тенденция на сокращение сохраняется и в 2023 г.

В августе сократились портфельные вложения в развивающиеся рынки в целом впервые с осени 2022 г., следует из отчета IIF. Безусловно, ключевую роль в снижении показателя сыграл отток средств из Китая: в общей сложности инвестиции сократились на $15,5 млрд (в облигациях в целом наблюдался прирост на $11 млрд). Но даже без учета бегства инвесторов из КНР значимый отток средств наблюдался из рынка акций – на $6,4 млрд. В сентябре тенденция продолжилась, и фактор Китая уже был далеко не определяющим. Отток из акций развивающихся рынков оценивается в $7,5 млрд, хотя вложения в долговые активы сохранили рост и увеличились на $2,6 млрд.

В качестве основных причин сокращения интереса инвесторов к развивающимся рынкам в IIF называют ужесточение ДКП в развитых экономиках, а также связанный с этим рост ставок по гособлигациям – проценты по 10-летним бумагам минфина США в сентябре закрепились на показателе 4,3%, что является уровнем кризисного 2007 года. В IIF не исключают и роста до 4,5%. Ситуация может усугубиться, если ФРС будет сохранять агрессивную риторику, так как это ухудшит инфляционный фон в развивающихся странах, усилит волатильность местных валют.

Почему инвесторы бегут

В случае с Китаем долгосрочные риски связаны с вероятностью ужесточения ограничений со стороны США и других западных стран на инвестиции, трансфер технологий и торговлю, указывает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Можно предположить, что в октябре события на Ближнем Востоке также способствовали выводу средств с ряда развивающихся рынков и вложению их на рынке США, что будет видно из ближайшей статистики, полагает он.

Падение инвестиций в развивающиеся экономики могло бы замедлиться при более позитивных прогнозах китайской экономики, считает Копейкин. Для ряда рынков ожидания уже сейчас достаточно позитивны – например, для Южной Кореи или Тайваня, где многие банки ждут заметного роста прибыльности в технологических секторах, играющих важную роль в экономике этих стран, указывает он.

Глобальные инвесторы могут прекратить бегство из Китая – если его экономика покажет восстановление роста за счет повышения внутреннего потребления, получится ослабить влияние долговой проблемы (в частности, финансового кризиса у застройщиков) и если правительство КНР немножко больше будет поддерживать стабильность внутреннего финансового рынка, полагает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

Основным драйвером роста китайской экономики, вероятно, будут региональные и двусторонние проекты, добавила старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко.

Бегство за долларом

Основной причиной оттока портфельных вложений с развивающихся рынков остается укрепление доллара на фоне высоких процентных ставок, полагают эксперты. Портфельные инвестиции при этом, как правило, оказываются наиболее чувствительными к колебаниям курса, уточняет Абрамов. «Если мы инвестируем, скажем, в акции китайской компании в юанях, то при укреплении доллара происходит снижение их стоимости в валюте США, один только риск этого заставляет глобальных инвесторов уходить с китайского рынка», – поясняет он. Бегство в доллар в связи с этим может приводить к финансовым кризисам на развивающихся рынках, указывает эксперт.

При росте ключевых ставок в США и Европе для инвесторов теряется смысл гоняться за доходностью в периферийных странах, когда те же проценты можно получать с безопасных западных бондов, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Кроме того, опасения инвесторов вызывает неопределенность китайской экономики: они пытаются уберечь свои деньги от новых скрытых проблем по типу недавнего банкротства застройщиков или банков, а также сюрпризов в регулировании со стороны властей, добавляет эксперт.

Бесконечно доллар не может укрепляться и, скорее всего, в следующем году мы увидим постепенный спад развитых экономик в сторону легкой рецессии, что приведет в итоге к снижению процентных ставок, ослаблению доллара и, соответственно, повышению инвестиционной привлекательности развивающихся рынков, считает Абрамов.

С высокой вероятностью обратная волна инвестиций из США и Европы на периферию пойдет как раз на развороте ставок, соглашается Емельянов. Управляющие будут ребалансировать свои портфели и часть денег пойдет в том числе на развивающиеся рынки, но основной идеей 2024 г. они вряд ли станут, сомневается эксперт. На снижении ставки более выгодно будут смотреться длинные бонды все тех же США и Европы (сейчас берут короткие и средние), а также акции, в том числе в циклических секторах (промышленность и проч.), которые сейчас в тени и не особо популярны, уверен он.