Власти предложили новый подход к развитию малого и среднего бизнеса

Предприниматели попросили новых льгот, но в целом смирились с видением правительства
Сегодня около 36% компаний малого бизнеса занимаются торговлей, констатировал Белоусов, добавив, что необходимо увеличивать долю остальных секторов/ Алексей Орлов / Ведомости

Правительство готовит новые параметры нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Условия работы в ближайшее годы – с 2025 по 2030 г. – будут существенно отличаться от нынешних, поэтому необходим новый вектор развития сектора, указал первый вице-премьер Андрей Белоусов в ходе парламентских слушаний. Теперь упор предлагается делать не на росте численности субъектов МСП, а на повышении их эффективности.

В обновленном нацпроекте до 2030 г. (окончательное решение о его продлении пока не принято. – «Ведомости») предлагается установить новые параметры. В частности, ставится задача по увеличению выручки МСП на одного работника на 25% по сравнению с 2022 г., указал Белоусов. Предлагается ввести новый коэффициент ежегодно созданных предприятий – показатель (определяется через отношение к действующим субъектам) планируется увеличить до 20% к 2030 г. (с 17% на текущий момент).

Кроме того, необходимо увеличить срок жизни малого бизнеса, отметил Белоусов. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни таких компаний составляет чуть более девяти лет, но за первые два года существования больше половины субъектов прекращают свою деятельность, указал Белоусов. По его словам, первые 2–3 года – это «зона смерти» для малого бизнеса (для технологических стартапов термин означает неокупаемый период, когда инвестиции превышают прибыль и высок риск закрытия проекта. – «Ведомости»). Срок «выживаемости» планируется увеличить до 13 лет к 2030 г., указал он.

Еще одним KPI станет усиление диверсификации в структуре сектора, отметил первый вице-премьер. Акцент планируется сделать на участвующих в импортозамещении производственных МСП, малых технологических компаниях, а также на предприятиях в сфере туризма. Сегодня около 36% компаний малого бизнеса занимаются торговлей, констатировал Белоусов, добавив, что необходимо увеличивать долю остальных секторов.

Численность занятых в секторе МСП достигла порядка 30 млн человек – это выше, чем планировалось, отметил Белоусов. При формировании нацпроекта планировалось увеличить число занятых в МСП до 25 млн человек к 2024 г. (по решению президента срок достижения целей перенесли на 2030 г. из-за пандемии). Первый вице-премьер признал, что показатель перевыполнен лишь формально и наибольший прирост занятых пришелся на самозанятых (6 млн из 7 млн человек прироста занятых в секторе).

Помимо целей по численности занятых паспортом действующего нацпроекта предусмотрен рост доли МСП в ВВП до 32,5% (с 22,9% в 2019 г.), а также увеличение доли экспорта сектора в общем объеме несырьевых поставок до 10% (с 8,8% в 2019 г.).

Меры господдержки

Для достижения поставленных целей правительство будет адаптировать финансовые меры поддержки для начинающих предпринимателей, а также расширять применение налоговых стимулов, отметил Белоусов. В частности, планируется распространить эксперимент по переходному налоговому режиму в сфере общепита на другие отрасли, отметил первый вице-премьер, не уточнив, на какие отрасли предлагается расширить эту меру. Для этой сферы с 2021 г. власти бессрочно обнулили НДС. Кроме того, предлагается масштабировать автоматизированную упрощенную систему налогообложения на всю страну (сейчас действует в четырех регионах – Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане). Еще одной фискальной мерой станет сближение режимов для индивидуальных предпринимателей и самозанятых (в части регистрации бизнеса, налоговых и неналоговых платежей, контрольно-надзорных требований), указал первый зампред. Помимо этого правительство хочет раскрыть экспортный потенциал МСП за счет расширения инструментов поддержки группы «Российского экспортного центра». Сегодня в стране 65 000 МСП-экспортеров, отметил Белоусов.

Среди мер поддержки первый вице-премьер также назвал укрепление связи крупного и малого бизнеса и стимулирование инвестиционной деятельности малого бизнеса в обрабатывающих производствах за счет льготных программ кредитования. Еще одно направление – это вовлечение в систему мер поддержки малого бизнеса в новых регионах, указал Белоусов.

5 сентября в правительстве прошла профильная стратегическая сессия под председательством премьера Михаила Мишустина, на которой обсуждались ключевые задачи развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. «Ведомости» писали, что в материалах к заседанию затраты на нацпроект по развитию малого и среднего бизнеса в 2024–2030 гг. оценивались в общей сложности в 713 млрд руб. В проекте бюджета на 2024–2026 гг. расходы на нацпроект в следующем году определены на уровне 68 млрд руб. Согласно материалам к сессии, ресурсы предлагалось сфокусировать на четырех блоках: «Начинающие», «Растущие», «Приоритетные отрасли», «МСП+».

На что способны МСП

В ходе парламентских слушаний председатель «Опоры России» Александр Калинин предложил распространить эксперимент по обнулению НДС на такие отрасли, как фитнес, клининг, туризм, охранная деятельность. Вклад МСП в экономику можно реализовать также за счет снижения фискальной нагрузки на бизнес посредством продления действия моратория на рост налоговой базы при обложении имущественными налогами от кадастровой стоимости, а также введения ограничения по предельному росту налога на имущество организаций.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов в ходе слушаний отметил важность изменения вектора развития МСП на производственный сектор. По его словам, сегодня лишь 0,6% всех субъектов МСП по ОКВЭД занимаются выпуском оборудования, машин, электроники, компьютеров, оптики и т. п. В качестве стимула можно поднять пороги применения упрощенной системы налогообложения до 5 млрд выручки в год, предложил Титов.

Сложившейся системе поддержки МСП недостает стимулов для предпринимателей к росту выше уровня МСП, сообщила «Ведомостям» вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян. Компаниям МСП+ необходимы специальные меры поддержки, направленные на укрепление конкурентоспособных и развивающихся производств, считает она. Это может быть льготное инвестиционное кредитование, зонтичные поручительства, лизинг оборудования, льготный режим страховых взносов, плавный рост нагрузки на фонд оплаты труды, синхронизированный с темпом расширения предприятия, указала Каграманян. По ее словам, именно средние и среднекрупные предприятия могут дать базу для роста частных инвестиций в новые производства, широкую автоматизацию, тиражирование инновационных технологий.

Новые цели, озвученные первым вице-премьером, будут более точно отражать состояние сектора, сообщил «Ведомостям» Калинин. Сейчас рост числа МСП приходится на микропредприятия и самозанятых, в то время как количество малых и средних предприятий сократилось, указывает он. По словам Калинина, цель по росту выручки на 25% к 2030 г. выглядит достижимо, но при оценке важно также учитывать инфляцию. Для достижения озвученных целей необходимо сконцентрироваться на поддержке приоритетных отраслей (производство, туризм, малые технологические компании, IT), усилить акселерацию малых компаний на региональном уровне, а также уменьшить силовое давление на бизнес, считает Калинин. Кроме того, важным направлением может стать усиление кооперации с крупным бизнесом, отмечает Калинин: при этом стандарт сотрудничества с МСП за год внедрили только 40 крупных компаний.

Основная проблема с действующими параметрами нацпроекта состоит в том, что цели были достигнуты за счет присоединения к МСП самозанятых, при этом качественного сдвига в секторе не произошло, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Когда появился новый нацпроект и были загаданы перспективы – 25 млн человек, – казалось, что это слишком оптимистично, добавляет он. По словам Климанова, с учетом планов властей увеличить производственные и высокотехнологичные сферы трансформация нацпроекта выглядит естественной.

Малый бизнес не может быть опорой местных элит и иметь, например, представительства в органах местного самоуправления, добавляет эксперт. «У нас серьезный тренд на централизацию в части принятия решений, в том числе и в хозяйственной деятельности, поэтому опора на крупные предприятия имеет и политическую окраску», – указывает Климанов. Пока не заработают полномасштабно локальные институты (например, на уровне региона или города), вывести МСП на значимое место сложно, считает Климанов.