В Минфине назвали пять приоритетов в борьбе с налогоплательщиками-уклонистами

Ужесточение контроля позволит повысить собираемость
Пресс-служба Госдумы

В Минфине рассказали о приоритетах в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками, которые занижают платежи в бюджет. Контроль за их операциями позволит «мобилизовать» доходы казны. Ранее о планах повысить собираемость на 500 млрд руб. говорил министр финансов Антон Силуанов. Представитель ведомства в ответ на запрос «Ведомостей» назвал пять основных видов уклонистов:

  • Фирмы-однодневки, которые исчезают через процедуру банкротства вместе с обязательствами по уплате исходящего НДС;

  • Импортеры алкоголя и табака из стран ЕАЭС, которые, продавая товар российским потребителям, уклоняются от уплаты акциза и НДС при ввозе на территорию России, и, по сути, становятся получателями неуплаченных обязательных платежей;

  • Нелегальные продавцы алкоголя, произведенного из неучтенного спирта без акциза;

  • Импортеры, которые завозят товары по заниженной стоимости на территорию ЕАЭС и используют схему «прерванного транзита», что позволяет им не платить налоги в России и занижать платежи по пошлинам;

  • Компании, которые пользуются схемами трансфертного ценообразования и начисления расходов по фиктивным услугам для занижения прибыли и вывода ее за рубеж.

В Минфине подчеркнули, что добросовестных налогоплательщиков данные инициативы не затронут. Власти уже подготовили драфт законопроекта об ужесточении контроля за трансфертным ценообразованием, писали «Ведомости». Его ключевое предложение – привязать размер штрафа за нарушение правил внутригрупповых сделок, т. е. стоимости, которой участники одного холдинга пользуются при купле-продаже, к величине налоговой базы. Сейчас штраф зависит от суммы налоговой недоимки.

16 октября Силуанов, выступая с презентацией проекта бюджета на заседании профильного комитета Госдумы, подчеркнул, что улучшение администрирования станет одним из основных инструментов наполнения казны в следующем году. В частности, по его словам, Федеральной налоговой и таможенной службам «дали дополнительное задание по увеличению собираемости платежей», в первую очередь косвенных. Минфин рассчитывает на прибавку в 500 млрд руб. за счет повышения собираемости. Это «дополнительный мобилизационный ресурс» сверх расчетов в предыдущие годы, уточнил Силуанов.

«Говоря о мобилизации доходов, мы имеем в виду борьбу с недобросовестными участниками рынка», – уточнил представитель ведомства. Более того, борьба с уклонистами выравнивает конкурентные условия в экономике для ответственных компаний, добавил он. В целом, помимо перечисленных пяти приоритетов, есть множество других видов недобросовестных налогоплательщиков, которых также предстоит выводить из тени, резюмировал собеседник.

В свою очередь в комитете Госдумы по бюджету и налогам 24 октября предупредили фискальные власти о необходимости выполнять задачу по повышению собираемости налогов и сборов в рамках налогового законодательства. Такую оценку депутаты включили в заключение комитета на проект бюджета на 2024–2026 гг. (раздел, который касается основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики), которое опубликовано в тот же день. Представленные «основные направления...» должны содержать меры по обеспечению предсказуемости условий работы бизнеса и созданию инвестиционного климата, уверены депутаты.

Комитет по бюджету и налогам поддержал финансовый план правительства. Его председатель Андрей Макаров («Единая Россия») отметил, чтобы продолжать совершенствовать наполнение финансового плана, его нужно утвердить в первом чтении. Основные параметры документа – доходы, расходы, дефицит – в целом адекватны сложившейся ситуации. Фракция «Единая Россия» будет голосовать за проект бюджета и вместе с правительством работать над его улучшением, заявил Макаров. «Важнейшим для нас является выполнение поручений президента <...> И самым главным остается безусловное выполнение всех социальных обязательств государства, несмотря на всю нагрузку, которая ложится на бюджет», – подчеркнул он. 

«Ведомости» направили запросы представителям ФНС и ФТС. 

В финансовом ведомстве в целом согласны с тем, что плановые показатели собираемости в следующем году выглядят если не завышенными, то по крайней мере амбициозными. «[Поскольку] принято решение не повышать основные налоги, основной упор будет сделан на администрирование», – отмечал замминистра финансов Алексей Сазанов на коллегии ФНС. По его словам, рост на 14% – именно такую планку установили для налоговиков – это «очень амбициозная цель». 

В этом году доходы федерального бюджета оцениваются в 28,7 трлн руб. 81% этой суммы, или 23,2 трлн, – это налоговые поступления (остальное – в основном таможенные платежи). В следующем году власти ожидают роста налоговых доходов на 18% по сравнению с показателем 2023 г. и составят 27,4 трлн. Плановый показатель собираемости установлен на уровне 98,7%. При этом в Счетной палате (СП) сомневаются в достижимости этой планки. На риски недопоступления платежей аудиторы указывали в заключении на проект бюджета. Опыт прошлых лет показывает, что в среднем можно ожидать в следующем году собираемости на уровне 97,2%, полагают в ведомстве. По данным СП, по итогам 2021 г. показатель составил 97,9%, 2022 г. – 95,7%, а на 1 сентября 2023 г. – 93,1%.

Снижение уровня собираемости на 1,5 процентного пункта от плановых значений до 97,2% приведет к уменьшению прогнозируемого объема поступлений НДС, предупреждают аудиторы. В следующем году таким образом могут выпасть доходы на сумму в 109 млрд руб. 

Террора не будет

Реакция депутатов на задачу повысить собираемость в целом понятна, отметил руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Комитет, вероятно, пытается обратить внимание, что ФНС должна требовать от налогоплательщиков столько налогов, сколько положено по принимаемым законам – не больше и не меньше. То есть размер поступлений не должен зависеть от жесткости или мягкости налоговиков: согласно Конституции, здесь требуется просто соблюдать налоговое законодательство, резюмировал Зарипов. 

Вероятность возврата к жестким налоговым практикам стремится к нулю, отметил управляющий партнер Khalimon Legal Алексей Халимон. С ним согласен юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков. С 2005 г. процессуальные вопросы проведения проверок четко регламентированы, напомнил Халимон. Речь скорее будет идти о содействии судебной системы. 

С внедрением системы АСК НДС суммы доначислений существенно выросли и бизнес перестроился, добавил он. Сейчас значительно меньше споров о недобросовестных контрагентах, чем, например, пять лет назад, полагает эксперт. Сейчас инспекции скорее оттачивают подходы к доказыванию получения необоснованной налоговой выгоды, задействуя при этом минимум ресурсов, резюмировал юрист. 

Сейчас главный инструмент повышения «собираемости» – это, по сути, понуждение к добровольному уточнению налоговых обязательств, отметила партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. Например, проведение комиссий, на которых налогоплательщик часто оказывается перед выбором: скорректировать декларацию и доплатить либо столкнуться с проведением налоговой проверки, добавила она.