О чем главы правительств России, Китая и Ирана договорились на совете ШОС

Участников шанхайской группы тревожат риски для экономической стабильности
Премьер Михаил Мишустин (на фото в центре) заявил, что нужно думать о формировании независимого регионального платежно-расчетного механизма и о конверсии валют стран-участниц на национальных биржах/ Дмитрий Астахов / ТАСС

Ключевые тезисы совместного коммюнике глав правительств стран – участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), опубликованного по итогам заседания, выразили единственную общую для всех позицию. Страны объединения не хотят однополярного мира, но в то же время опасаются за свою безопасность, в том числе экономическую стабильность, из-за распада на блоки. Документ был опубликован вечером в день встречи, 26 октября.

Российскую сторону представлял премьер Михаил Мишустин. На встрече участникам предстояло формализовать договоренности, достигнутые на саммите ШОС, в котором стороны представляли уже не главы правительств, а руководители государств.

«Происходящие в мире глубинные и масштабные перемены ускорили формирование более справедливого и многополярного миропорядка при центральной координирующей роли ООН», – говорится в коммюнике. Вместе с тем эти фундаментальные процессы сопровождаются обострением вызовов, усугубляемых геополитической напряженностью и конфликтами, отмечается в документе. Кроме того, сокращение инвестиционных потоков, разрывы цепочек поставок, турбулентность мировых финансовых рынков, протекционизм и барьеры международной торговли усиливают риски для глобальной экономической стабильности, подчеркивается в заявлении.

В предыдущем коммюнике, опубликованном по итогам заседания глав правительств в Нью-Дели в 2022 г., также говорилось о тенденции к многополярности, но тезисы выражали существенно меньшую тревожность. «Мир вступает в новую эпоху стремительного развития и масштабных преобразований. Эти фундаментальные процессы сопровождаются усилением взаимосвязанности, ускорением темпов информатизации и цифровизации», – отмечалось в документе. Страны ШОС подтверждали приверженность формированию более представительного, демократического, справедливого и многополярного миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Как прошла встреча

На заседании глав правительств стран ШОС также царил взаимный нейтралитет: никаких споров, возражений и острых вопросов, не считая уже ставшую традиционной для мусульманских стран публичную поддержку жителей Газы (об этом говорили представители Ирана и Пакистана).

Встреча прошла в умеренно дружественной тональности – такой же была и погода в Бишкеке в тот день, 26 октября. «Ала-Арча» – название президентской резиденции, где встречались лидеры кабминов, в переводе с тюркского буквально означает «пестрый можжевельник». Пестрость наблюдалась как в аксессуарах – журналисты отметили яркий галстук индийской и массивный перстень пакистанской стороны, – так и в интересах участников. Представители правительств продвигали национальную повестку в большей степени, чем интеграционную. Впрочем, национальные интересы участников ШОС во многом пересекаются.

«Развитие экономического сотрудничества является одним из основных вопросов нашей повестки дня», – подчеркнул Акылбек Жапаров, премьер Киргизии, которая в этом году выступает председателем ШОС. «<...> К сожалению, уже в течение долгого времени обсуждается вопрос создания банка развития и фонда развития ШОС», – посетовал он.

Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар подчеркивал важность борьбы с изменением климата, необходимость ускорить переход на возобновляемые источники энергии и выражал особую обеспокоенность рисками терроризма. Об этом же говорил и лидер пакистанской делегации – глава МИДа Джалил Джилани. Он также особо обратил внимание на принципиальность обеспечения стабильности в афганском регионе: Пакистан, как и Индия, сосед Афганистана.

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов говорил о перспективах электронной торговли, призывал упростить таможенные процедуры и использовать для расчетов международный финансовый центр «Астана». Схожую в целом позицию продвигал и Жапаров. Он подчеркивал потенциал Бишкека как ключевого транзитного хаба для торговли стран ШОС. Как Казахстан, так и Киргизия, хотя в меньшей степени, в числе основных транзитных для китайского экспорта стран.

Первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер напомнил, сколько исламская республика сделала для развития логистического проекта «Север – Юг», и призвал другие страны также включаться в эту работу. Также он особо подчеркивал необходимость увеличения доли нацвалют в международных расчетах и предлагал создать межбанковские системы обмена и финансирования.

Шанхайская группа

ШОС была основана 15 июня 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Изначальной целью объединения было недопущение прихода к власти исламистских радикалов в Средней Азии. Его учреждение происходило на фоне смены и радикализации режима в Афганистане. Сейчас в ШОС девять стран. Кроме перечисленных в состав входят Индия, Пакистан, Иран. Монголия и Афганистан выступают наблюдателями, Белоруссия завершает присоединение к ШОС.

Россия, во многом сталкивающаяся с такими же проблемами, как и Иран, также проявляла особый интерес к развитию расчетов в нейтральных валютах. «Мы все чаще применяем собственные валюты в расчетах. Стоило бы подумать также о формировании независимого регионального платежно-расчетного механизма. И о том, чтобы обеспечить конверсию наших валют на национальных биржах», – подчеркнул премьер Мишустин.

Еще одна задача, по его мнению, – это укрепление продовольственной безопасности. «Россия продолжает занимать лидирующие позиции в аграрном секторе, несмотря на провоцируемые извне трудности. Производство зерна в прошлом году у нас достигло рекордной цифры – 158 млн т. На хороший урожай мы рассчитываем и сейчас», – напомнил председатель правительства. Нужно сделать все необходимое, чтобы у граждан стран ШОС был доступ к качественным продуктам питания, предложил он.

Премьер Госсовета КНР Ли Цян был традиционно для китайской дипломатической культуры образен, недостаточно конкретен и говорил в основном намеками. «Вопрос первый – зачем мы собрались? <...> Китайцы любят такую фразу – приверженность изначальным целям позволит довести начатое дело до конца», – отметил Ли. Если вспоминать цели создания ШОС и объяснять их простыми словами, то все сводится к тому, чтобы судьбу региона определяли региональные страны, добавил он: «Путем взаимного согласования [общих вопросов], без вмешательства, помехи и махинаций извне». Фактически это означало, что Китай сохраняет и акцентирует курс на выдавливание западных интересов из региона.

Региональная экономика

Целями ШОС можно назвать укрепление взаимного доверия и предотвращение межгосударственных конфликтов, отметила доцент РЭУ им. Плеханова Юлия Коваленко. В то же время по сравнению, например, с БРИКС цели ШОС более широкие, поскольку БРИКС направлена в большей степени на развитие финансово-экономических аспектов, добавила она. Сложности работы данных организаций – в согласовании, так как участниками являются разные страны с разными менталитетами и особенностями взаимодействия, полагает Коваленко. Проблемы при принятии политических решений заключаются именно в реализации, так как везде разное законодательство и необходимо найти компромиссы для каждого члена данных структур.

16 трлн руб.

составил товарооборот стран ШОС по итогам семи месяцев 2023 г., заявил премьер Михаил Мишустин. Оценка в рублях, а не в традиционных для внешней торговли долларах вряд ли дана случайно

ШОС – классическая региональная международная организация, в ее основе география расположения стран, отметила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР ­РАНХиГС Антонина Левашенко. Ключевым направлением экономического сотрудничества, о котором говорилось на совете, является развитие именно региональной, а не глобальной торговли, добавила она.

Нельзя сказать, что объединение в большей степени носит политический характер, но, действительно, экономическое сотрудничество могло бы быть интенсифицировано. Например, за счет экспертного взаимодействия, считает Левашенко. Для Европы таким think tank стала ОЭСР, специально созданная за пределами политического контура сотрудничества как самостоятельная экспертная организация. Это, например, позволило странам договориться о восстановлении сельского хозяйства в Европе после Второй мировой, резюмировала Левашенко.