Бизнес и регионы раскритиковали инициативу ужесточить правила ТОР и ОЭЗ

В Минфине, где подготовили поправки, с оценками не согласились
Евгений Разумный / Ведомости

Бизнес и руководители регионов раскритиковали предложение Минфина скорректировать условия получения льгот в преференциальных режимах, таких как особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР). Финансовое ведомство предложило ограничить величину прямых и налоговых субсидий суммой фактических инвестиций, а также установить для компаний KPI. С критикой законопроекта выступили в комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» (представляет в целом консолидированную позицию регионов) и в «Деловой России». Негативные заключения на законопроект, подписанные председателем комиссии, губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, а также вице-президентом бизнес-объединения Нонной Каграманян, есть у «Ведомостей». В Минфине с критикой не согласились и не увидели в новых правилах рисков.

Что не понравилось

Принятие законопроекта негативно скажется на заинтересованности потенциальных инвесторов в использовании префрежимов, что затруднит использование их потенциала для регионального развития, следует из письма Текслера министру финансов Антону Силуанову (документ есть у «Ведомостей»). В секретариате Госсовета подтвердили факт отправки документа.

Позиция комиссии сформирована с учетом мнения 39 субъектов. В письме выделяется несколько ключевых замечаний. Во-первых, не для всех проектов требуются крупные капвложения (например, для разработки программного обеспечения). При этом такие отрасли и проекты могут быть приоритетными для развития конкретных территорий, генерировать создание рабочих мест, благодаря чему развиваются региональные экономики. Во-вторых, существует риск оттока инвесторов в соседние страны ЕАЭС, где таких требований не предъявляется.

В-третьих, повышается административная нагрузка на действующих резидентов (участники должны будут самостоятельно рассчитывать объем налогов и обязательных платежей с применением льгот и без них). Такой подход противоречит логике, при которой государство доказывает неисполнение установленных требований, а лицо доказывает отсутствие нарушений, говорится в письме.

В Минэке, который курирует префрежимы, солидарны с позицией комиссии Госсовета. По словам представителя министерства, предлагаемые Минфином решения преждевременны.

В «Деловой России» в целом приводят схожие доводы (позиция объединения направлена врио директора департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Андрею Старикову). Там особо подчеркивают негативный эффект от пересмотра правил особых режимов для Дальнего Востока (именно там сосредоточена значительная часть ОЭЗ, ТОР и других видов льготных территорий). В случае принятия законопроекта срок применения льготы сократится в 2–3 раза: для небольших проектов (с объемом вложений до 10 млн руб.) – до 3 лет, для проектов с инвестициями от 10 млн до 400 млн руб. – до 7–9 лет. Сейчас некоторые инвестпроекты запущены под применение льгот до 25 лет. В Минэке подтвердили факт получения письма «Деловой России». 

Объем инвестиций

К концу первого полугодия 2023 г. объем осуществленных резидентами ОЭЗ инвестиций за весь период работы составил порядка 1 трлн руб., еще 5,2 трлн руб. заявлено к осуществлению в плановом периоде, создано 66 000 рабочих мест из 184 500 заявленных, сообщил представитель Минэка.
По данным ЦСР, из общего объема выручки участников всех российских ОЭЗ накопленным итогом, который на начало 2023 г. составил около 2,2 трлн руб., более 70% приходится на четыре крупнейшие ОЭЗ – «Алабуга», «Санкт-Петербург», «Липецк» и «Технополис Москва».

Новые правила получения льгот не предполагают отмену или изменение ставок налогов и страховых взносов, поэтому риски неблагоприятных последствий представляются преувеличенными, сообщили в пресс-службе Минфина. Основная цель поправок – стимулирование инвестактивности, а не сокращение бюджетных расходов, указал представитель министерства. Более того, новые правила будут распространяться только на новых резидентов, а размер льгот будет зависеть от инвестиций только в капиталоемких отраслях. Там, где вложения не предусматриваются, например в сфере IT, этот принцип действовать не будет, уточнил он. В любом случае законопроект находится в стадии общественного обсуждения, его окончательная версия будет принята по итогам обсуждения с заинтересованными сторонами, заверил собеседник.

Ответ на претензии регионов

Законопроект вызывает неоднозначные отклики, отмечал председатель комитета по бюджету и финансовым рынкам СФ Анатолий Артамонов в ходе тематического круглого стола 25 октября. По его словам, ряд экспертов, в том числе представители субъектов, выражают опасения, что инициатива может привести к ухудшению условий применения преференциальных режимов. Артамонов подчеркнул, что комитет не даст положительный отзыв на законопроект в текущей версии. По его словам, это консолидированная позиция регионов. Сенатор предложил обсудить проект документа с предпринимателями и губернаторами в рабочих группах и «придумать новое содержание, которое бы не вызывало такое отторжение». Представители Минэка, Минвостокразвития и Минстроя в рамках комитета тоже выступили против предлагаемых поправок. 

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2024–2026 гг. Минфин представил анализ эффективности льгот, согласно которому все 12 преференциальных режимов требуют донастройки. В частности, министерство отмечает рост выручки участников льготных режимов и одновременное снижение инвестиций – это так называемая красная зона, в которой применение льгот приводит к формированию сверхдоходности. В частности, в ДФО доля выручки «красных налогоплательщиков» выросла по сравнению с прошлым годом с 22,5 до 36,5%, в моногородах – с 25 до 35%, в ОЭЗ – с 35 до 43%, свободном порте Владивосток – с 48 до 54%. За последние шесть лет величина выпадающих доходов бюджетов в связи с действием инвестиционных налоговых льгот и преференциальных режимов увеличилась с 0,7 трлн в 2017 г. до 2,8 трлн руб. в 2022 г., говорится в Основных направлениях.

Что предложил Минфин

Минфин разработал проект поправок в Налоговый кодекс летом 2023 г., документ опубликован на regulation.gov. Изменениями предлагается ограничить применение налоговых льгот и пониженных страховых взносов для резидентов особых зон суммой фактически осуществленных капитальных вложений и расходов на НИОКР. Кроме того, предполагается, что льготы можно будет использовать только при выполнении «контролируемых показателей» (их должно будет отдельно определить правительство). После публикации законопроекта поступило более 200 предложений по его доработке. Минфин частично учел их и смягчил отдельные положения – например, ведомство согласилось перенести вступление новых правил в силу с 2024 на 2025 г. Заключения комиссии Госсовета и «Деловой России» сформулированы уже после доработки законопроекта.

С одной стороны, если планируемый к реализации инвестпроект не выходит на рентабельность даже при полной компенсации капзатрат и требует дополнительной поддержки, то финансовая устойчивость таких проектов вызывает сомнения, отмечает заместитель генерального директора ЦСР Марат Фаттахов. С другой – предлагаемое изменение правил игры в ОЭЗ и ТОСЭР существенно меняет для инвесторов модель реализации проектов в таких режимах и ухудшает показатели возвратности средств по запланированным проектам. Это может негативно сказаться прежде всего на условиях ведения бизнеса в менее успешных или недавно созданных ОЭЗ и ТОСЭР, считает эксперт.

У Минфина есть задача изыскания дополнительных доходов в бюджет без сильного изменения самой конструкции налоговой системы, т. е. не повышая ставки основных налогов, не вводя новые и не переходя на прогрессивную шкалу НДФЛ, указывает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Результатом такой работы становится сокращение расходов бюджета по малоэффективным льготам, считает эксперт. Режим преференций должен создаваться в исключительных случаях, а в последнее время появилась практика их цепного введения, что ломает сложившуюся налоговую систему, отмечает Климанов. При этом ограничение льгот не должно приводить к ухудшению положения уже действующих субъектов предпринимательской деятельности, иначе это разрушит саму идею таких режимов, добавил он.