В Совфеде предложили увеличить помощь регионам на 150–200 млрд рублей в 2024 году

Снижение трансфертов повышает долговую нагрузку на субъекты
Александр Демьянчук / ТАСС

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предложил увеличить в проекте бюджета объем межбюджетных трансфертов в 2024 г. на 150–200 млрд руб. Об этом заявил первый зампред комитета Сергей Рябухин в ходе круглого стола «Направления совершенствования межбюджетных отношений: основные тренды» на форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России».

Проектом федерального бюджета на 2024–2026 гг. установлен объем трансфертов регионам в следующем году в размере 3,2 трлн руб. Это большая сумма, но нарастающий объем бюджетных обязательств, а также проведение СВО и достижение национальных целей требуют увеличения помощи субъектам, уточнил Рябухин. Эти средства будут направлены на расширение экономического и налогового потенциала высокодотационных регионов, а также станут стимулировать те субъекты, которые либо уже достигли, либо находятся «на пороге» расчетной бюджетной обеспеченности (т. е. имеют показатели 1 или 0,9).

«Нам нужно продолжать политику стимулирования, которой занимается в последние годы Минфин, чтобы избежать тенденции иждивенчества», – подчеркнул зампред комитета Совфеда. По его словам, глава комитета Анатолий Артамонов уже обсуждал этот вопрос с министром финансов Антоном Силуановым. Предложение увеличить межбюджетные трансферты озвучивалось сенаторами и на заседании комитета, где рассматривался проект бюджета на следующую трехлетку.

В 2024 г. субъектам предоставят межбюджетные трансферты в объеме 3,2 трлн руб., что на 16,3% меньше показателя сводной бюджетной росписи на 2023 г. (план по исполнению федерального бюджета, представленный 1 октября), следует из заключения СП на проект бюджета. В 2025 и 2026 гг. объем трансфертов уменьшится еще на 13% и составит 2,8 трлн руб. ежегодно.

Сокращение трансфертов чревато дальнейшим ростом закредитованности субъектов РФ, предупреждала и. о. председателя Счетной палаты Галина Изотова, презентуя заключение ведомства на проект казны на заседании думского комитета по бюджету и налогам. Почти 95% в структуре госдолга приходится на бюджетные кредиты и Минфин ожидает, что за 2022–2023 гг. задолженность субъектов по этим займам вырастет более чем на 700 млрд руб., рассказала в ходе круглого стола директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. По ее словам, в перспективе в 3–4 российских регионах размер обязательств превысит уровень налоговых и неналоговых доходов, что нарушает параметры бюджетного законодательства. Сейчас такой субъект только один (это Мордовия. – «Ведомости»).

Долговая нагрузка регионов в части инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и других механизмов направлена на развитие экономики и отдача от них должна привести к улучшению и экономических, и бюджетных показателей, рассказали «Ведомостям» в СП. Однако если долговая нагрузка субъектов продолжит расти, а доходы не увеличатся, существует риск снижения их долговой устойчивости, пояснили в ведомстве.

Какие регионы закредитованы

В прошлом году общий госдолг субъектов увеличился на 320,5 млрд руб., или на 11,5%, указывала СП в заключении на проект. Наибольший объем долга сейчас у Московской области (322,9 млрд руб.), Москвы (264,7 млрд руб.), Нижегородской области (137,8 млрд руб.), Республики Татарстан (115,5 млрд руб.) и Свердловской области (111,7 млрд руб.), свидетельствуют данные Минфина от 18 октября.

«Ведомости» направили запросы представителям правительств упомянутых субъектов. На начало 2023 г. долг Москвы составлял 156 млрд руб., а к концу года прогнозируется на уровне 197,6 млрд руб., или 4,9% от объема доходов бюджета города, рассказали в департаменте финансов столицы. Такой уровень долговой нагрузки является одним из самых низких среди субъектов РФ, отметил собеседник. В Татарстане по состоянию на 1 сентября задолженность выросла на 8,9 млрд руб. относительно начала года, сообщили в министерстве финансов региона. Взятые в текущем году бюджетные кредиты регион намерен погасить уже в следующем году за счет межбюджетных трансфертов. В предстоящий трехлетний период наращивать долг не планируется, добавил представитель ведомства. Более того, регион будет последовательно сокращать объем обязательств в связи с наступлением сроков погашения части задолженности. В связи с этим министерство не видит рисков для бюджета республики.

Долг Свердловской области с января по сентябрь 2023 г. вырос на 4,8 млрд руб., такая динамика также была обусловлена привлечением бюджетных кредитов, рассказал представитель местного минфина. Он подчеркнул, что Минфин России в ходе оценки долговой устойчивости субъектов отнес Свердловскую область к группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.

Ежегодно в ходе исполнения федерального бюджета отмечается рост межбюджетных трансфертов по сравнению с законодательно утвержденными, заявил представитель СП в комментарии «Ведомостям». Например, в 2022 г. фактический объем трансфертов превысил плановый на 23,4%, в 2021  г. – на 21,9%, в 2020 г. – на 41,1%. В связи с этим существует вероятность, что в ходе исполнения бюджета в следующем году их объем также увеличится в соответствии со складывающейся экономической ситуацией, заявили в СП.

Пока не критично

Хотя долг Московской области, Москвы, Татарстана, Нижегородской и Свердловской областей в абсолютном выражении максимален, следует учитывать, что объем доходов их бюджетов и ВРП также велики, говорит старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Для определения реальной долговой нагрузки лучше использовать относительный показатель, указывает эксперт. Наиболее точно долговую нагрузку определяет отношение объема долга к собственным доходам субъекта (т. е. доходам регионального бюджета за вычетом межбюджетных трансфертов), отметил эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Эмиль Аблаев.

Так, соотношение текущего долга Московской области (322,9 млрд руб.) и налоговых и неналоговых доходов, которые регион ожидает получить за текущий год, составляет около 40%, рассказала Анисимова. В Москве этот показатель равен 7%, в Нижегородской области – 63%, в Татарстане – 37%, в Свердловской области – 33%. Такую долговую нагрузку нельзя назвать высокой, заключила она. Проблема закредитованности актуальна для тех регионов, где отношение объема долга к объему налоговых и неналоговых доходов близится к 100%, говорят эксперты. По словам Анисимовой, максимальное соотношение текущего долга и планировавшегося в сентябре размера доходов за этот год складывалось у Мордовии (более 100%), Удмуртии (99,9%), Калмыкии (87%), Ульяновской (80%) и Орловской (80%) области.

Если рассматривать закредитованность регионов страны в целом, то эта проблема не стоит остро, считает младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский. Рост их совокупного долга связан в основном с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на инфраструктурные цели. Бюджетные кредиты несравнимо дешевле и длиннее коммерческих, поэтому с точки зрения обслуживания долга не создают видимой нагрузки в среднесрочной перспективе, соглашается Анисимова. Кроме того, в последнее время идут разговоры о том, что их можно рефинансировать, как это уже неоднократно случалось.