Дефицит бюджета США перестает быть управляемым

В наступившем финансовом году властям придется принимать сложные решения
Mark Lennihan / AP

Рост дефицита американского бюджета становится все более неуправляемым: к концу 2023 финансового года он приблизился к уровням кризисного 2009 года. Разрыв между доходами и расходами по сравнению с 2022 г. вырос почти на четверть, несмотря на консолидацию трат. Главная причина – спад поступлений. Предпосылок к перелому тенденции в выборный 2024 год не предвидится, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

По итогам 2023 фингода (закончился 30 сентября) дефицит федерального бюджета США достиг отметки $1,7 трлн при доходах в $4,439 трлн и расходах $6,134 трлн, следует из последних данных американского минфина. Это превысило дефицит прошлого года на $320 млрд, или 23%.

Бюджетные доходы сократились на 9,4% в сравнении с прошлым финансовым годом. Наиболее болезненным стало падение основного источника финансирования американского бюджета – сборов с подоходного налога, их объем упал на 17,3% (до $2,176 трлн) с 2022 г. Значительные сокращения также наблюдались в поступлениях от граждан в бюджет с программ страхования от безработицы (на $17,1 млрд, или 25,7%), в поступлениях с акцизов (на $11,92 млрд, или 14,7%) и в прочих поступлениях (на $96,44 млрд, или 71,2%).

Дефицит бюджета вырос, несмотря на консолидацию расходов: властям удалось снизить траты на 2,2% по сравнению с 2022 фингодом. Значительно сократились расходы на госуправление – на $95,08 млрд, или 73,9%, также на $673,47 млрд, или 100,45%, сократились расходы на образовательные программы.

Самый болезненный рост трат американского бюджета по итогам 2023 фингода пришелся на чистые процентные расходы, включающие в себя плату за обслуживание госдолга, – они увеличились до $659,18 млрд с $475,12 млрд в прошлом году. Таким образом, на обслуживание обязательств государства в 2023 г. уходил каждый 10-й доллар из расходной части американского бюджета. Госдолг США составляет $33,63 трлн, следует из данных Минфина.

В бюджете выросли также оборонные расходы (на $54,02 млрд, или 6,6%), траты на социальное обеспечение (на $135,65 млрд, или 10%), а также кредитование бизнеса и ипотечное кредитование (на $119,45 млрд, или 116,3%).

Хотя с начала 2024 финансового года прошел уже месяц, финальная версия федерального бюджета на этот год до сих пор остается несогласованной из-за конфликта между конгрессом и Белым домом. В то время как конгресс требует крупных сокращений расходной части, правительство пытается сохранить финансирование своих программ в области социальной политики, здравоохранения и обороны (в том числе поддержки Украины и Израиля). Особенно сложным отказ от финансирования этих программ становится в преддверии президентских выборов в 2024 г. На данный момент американские власти финансируются за счет выпущенной в конце сентября «длящейся резолюции» (continuing resolution), механизм которой позволяет выделять средства на государственные нужды при отсутствии согласованного бюджета. Резолюция прекращает действовать 17 ноября этого года, к этому моменту разногласия о финальном бюджете уже должны быть разрешены.

В пандемический кризис 2020–2021 гг. дефицит бюджета поставил исторический рекорд. В его ходе сначала Дональд Трамп, а затем его преемник на посту президента США Джо Байден приняли беспрецедентные пакеты помощи экономике на общую сумму более $4 трлн. Дефициты бюджета в этот период находились вблизи $3 трлн. В 2020 финансовом году отрицательное сальдо превысило 15% ВВП, что в 1,5 раза больше, чем во время финансового кризиса 2009 г.

Доходы с богатых

Дефицит бюджета США, без учета ковидного периода 2020–2021 гг., в последние годы уже находился в пределах 2–6% ВВП, это не является острой проблемой, пока иностранные инвесторы и американские пенсионные фонды готовы покупать госдолг страны, считает начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин.

При этом только в августе вложения в облигации США со стороны Китая, одного из крупнейших держателей американских активов, упали на $16,4 млрд до $805,4 млрд, что стало самым низким значением с 2009 г., следует из данных минфина США. Китай – второй по величине держатель госдолга США после Японии, которая в августе купила казначейские облигации США на сумму около $4 млрд, доведя свои активы до более чем $1,1 трлн. Общие иностранные активы казначейских облигаций тогда составили $7,7 трлн.

На фоне стабильного роста номинальных доходов населения (в 2023 г. на 0,2–1% в выражении м/м) поступления с подоходного налога не растут, так как наиболее значительная часть доходов американцев возникает от переоценки активов – недвижимости и акций, отмечает Кулагин. В среднем динамика индекса S&P в 2023 фингоду составляла -3% г/г против 8% г/г в 2022 фингоду – прибыль инвесторов сократилась и налоговая база фактически не образовалась, указывает он.

Ситуация усугубляется тем, что наибольшие объемы налоговых поступлений традиционно идут от богатейших американцев, добавляет основатель инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александр Кубышкин. Поскольку 1% крупнейших налогоплательщиков платит около 40% индивидуальных подоходных налогов, а 5% – примерно 60%, все, что негативно сказывается на ценах американских активов (например, повышение налогов на богатых держателей активов), ведет к сокращению поступлений от индивидуальных подоходных налогов и приводит к росту дефицита, поясняет он.

Также в связи с экстремальными погодными условиями с сентября на ноябрь был перенесен финальный срок подачи налоговых деклараций в Калифорнии – а на этот штат приходится не менее одной восьмой всех налоговых поступлений в федеральный бюджет США, добавляет первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин.

Расходы на долги

В этом году правительству США пришлось сдерживать госрасходы из-за низких доходов, указывает Кулагин. Так как траты на оборону и обслуживание госдолга сократить нельзя, пришлось пожертвовать расходами на образование и госуправление, поясняет он.

Основным риском для американского бюджета и экономики в целом остается рост госдолга и расходов на его обслуживание, отмечает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. Проблемой для американских законодателей в данном случае остается возможное снижение привлекательности гособлигаций США для глобальных инвесторов, также большим раздражающим фактором для них остается участие страны в финансировании различных глобальных проектов, от которых дефицит только растет, указывает эксперт. Хотя вопрос финансовой поддержки Украины также вызывает неоднозначную реакцию американских властей, ее объемы все же не столь велики, чтобы создавать ощутимые проблемы для бюджета, добавляет Абрамов.

Процентные расходы по госдолгу – действительно один из наиважнейших вызовов американским властям, соглашается Копейкин. Средняя стоимость долга за прошедший год уже выросла с примерно 2% почти до 3%, а учитывая продолжающийся процесс рефинансирования, валовые ежегодные процентные платежи федерального правительства США скоро должны превысить уровень в $1 трлн, полагает он.

Кроме того, убытки ФРС от операций, зафиксированные на уровне $57 млрд в первом полугодии 2023 г., продолжают увеличиваться и это значит, что в ближайшие годы бюджет не будет получать от регулятора дополнительную поддержку в размере $50–100 млрд ежегодно, добавляет Копейкин.

По итогам заседания 20 сентября ФРС сохранила ключевую ставку на уровне 5,25–5,5% годовых, допустив повышение в дальнейшем. На этом фоне доходность 10-летних облигаций достигла 4,49%, самого высокого уровня с ноября 2007 г., а доходность двухлетних облигаций – 5,202%, самого высокого уровня с июля 2006 г.

Будущее бюджета

Дефицит продолжит расти, считает Кубышкин. Бюджетное управление конгресса США ожидает, что к 2033 г. он должен достигнуть 7,3% ВВП (в 2022-м дефицит составлял 5,3%), но эта планка будет преодолена, вероятно, уже в этом году. Вместе с этим рынок американского долга переживает период повышенной волатильности и уже сейчас испытывает трудности в освоении долговой эмиссии, отмечает Кубышкин. Возможная рецессия и рост безработицы усугубят проблемы финансовых властей, существуют значительные риски ослабления доллара и ухода капитала из США, считает эксперт.

Американские власти находятся в крайне сложном положении, они должны рефинансировать $5,1 трлн коротких долгов и $3,65 трлн длинных облигаций в ближайшие 15 месяцев, что эквивалентно 36% всего государственного долга, и это при вероятном дефиците в $2 трлн, указывает Кубышкин. Если предположить, что средняя процентная ставка достигнет 5% (текущая – 2,78%), то дополнительные затраты на рефинансирование всего долга составят около $546 млрд, что будет означать увеличение текущих расходов на проценты на 80% – до $1,22 трлн, оценивает эксперт. Будущее будет крайне сложным для американского бюджета, заключает Кубышкин.

Теоретическая возможность ужесточения фискальной политики у США точно есть, уверен Копейкин. Например, принятое в начале лета соглашение Байдена и Маккарти не только заморозило потолок госдолга, но и ввело определенные ограничения на рост бюджетных расходов до 2025 г., напомнил он. Однако фактически вряд ли удастся переломить ситуацию – резких движений в сторону повышения налогов не предвидится, слишком жесткая консолидация расходов также вряд ли возможна. Набор решений будет сильно зависеть от того, какая из партий будет их принимать, указывает Копейкин.

Следующий год будет предвыборным и одним из приоритетов будет, очевидно, попытка ограничить рост дефицита бюджета, считает Абрамов. При этом стоит ждать повышенного финансирования промышленной политики – это расходы на поддержку производителей чипов, электромобилей, т. е. принципиально значимых в глобальной конкуренции технологий, полагает он. Будут сокращаться программы социальной поддержки, также, скорее всего, не удастся серьезно увеличить расходы, например, на погашение задолженности по студенческим займам, добавляет эксперт.

Многие решения в бюджетной политике США будут зависеть как от президентских выборов, так и от разделения конгресса между партиями, считает Кулагин. Если большинство в обеих палатах и президент будут принадлежать к одной партии, будут «одного цвета», то вполне возможно и более смелое расширение дефицита, допускает эксперт. Если хотя бы одна палата конгресса будет занята партией, к которой не принадлежит президент, то они наверняка будут мешать друг другу продвигать законопроекты и значимое расширение дефицита будет маловероятно, добавляет он.