Почему растут нефтегазовые доходы бюджета

Поступления в октябре составили 1,6 трлн рублей
ALEXANDER MANZYUK / Anadolu via AFP

Фактические нефтегазовые доходы федерального бюджета (НГД) в октябре составили 1,6 трлн руб. – около 18% от объема НГД, запланированного на весь 2023 год, следует из данных на сайте Минфина. Сумма поступлений в прошлом месяце оказалась в 2,2 раза выше показателей предыдущего месяца и на 27,5% – уровня, зафиксированного в октябре 2022 г. В сентябре нефтегазовая отрасль принесла бюджету 739,9 млрд руб. Объем дополнительных НГД (сверх базового уровня – точки отсчета дополнительных либо выпадающих доходов) в октябре достиг 950,6 млрд руб.

Рост связан прежде всего с выплатой налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) за III квартал. Сумма составила почти 600 млрд руб. В прошлые месяцы поступления по этому виду налога были близки к нулевым. Помимо этого Минфин не перечислял нефтяникам компенсацию по демпферу. В сентябре выплаты составили почти 300 млрд руб., в августе из бюджета на снижение цен на топливо было направлено 185 млрд руб.

В общей сложности по итогам октября поступления от нефтегазовой отрасли превзошли ожидания на 37,8 млрд руб. В сентябре поступления оказались на 114 млрд руб. меньше прогнозных.

Минфин планирует нарастить пополнение фонда национального благосостояния (ФНБ) валютой. Объем дополнительных НГД, на которые могли бы быть куплены юани, составил 950 млрд руб. Но в августе ЦБ, который выступает агентом правительства по операциям с ФНБ, отказался выходить на рынок. В том месяце появились первые за год сверхдоходы. Банк России прекратил покупать валюту на сверхдоходы в связи с волатильностью рубля.

В ноябре Минфин ожидает получить дополнительные НГД в размере 583,3 млрд руб., следует из сообщения министерства.

Колоссальный рост

Рост нефтегазовых доходов происходил на фоне хорошей конъюнктуры. Средняя цена на нефть марки Urals в октябре 2023 г., по данным Минфина, составила $81,52 за барр. Средний курс доллара, по данным Мосбиржи, был на уровне 97,02 руб.

Базовый объем НГД в 8 трлн руб., прописанный в действующем бюджете, достигается при комбинации добычи нефти в 9,5–10 млн барр. в сутки, ее цены порядка $65–70 за 1 барр. и курса доллара 68 руб./$. Рост стоимость нефти на $1 приносит российскому бюджету порядка $2–2,3 млрд дополнительных доходов в год, а ослабление курса на 1 руб. дает порядка 150 млрд руб. дополнительных поступлений, подсчитал экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Таким образом, подорожание Urals генерирует около 210 млрд руб. дополнительных доходов, а ослабление рубля добавляет еще примерно 250 млрд руб., сказал он.

Помимо дорогой нефти и низкого курса рубля столь высокий объем НГД объясняется выплатой НДД, которая производится раз в квартал, говорят эксперты. От этого сбора в октябре в бюджет поступило 592,9 млрд руб., следует из материалов Минфина. В отличие от НДПИ на нефть, НДД зависит не от объема добычи, а от выручки от реализации нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку, поэтому поступления по НДД сильно коррелируют с ценами на нефть, пояснил эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.

С июня 2023 г. при расчете НДД власти используют котировку North Sea Dated, которая является смесью нескольких североморских сортов. В сентябре средняя цена North Sea Dated достигла максимальных с начала года $93,98 за 1 барр., а октябрьские выплаты нефтяников калькулируются исходя из сентябрьских котировок, говорит Родионов. Кроме того, с сентября произошло плановое уменьшение фиксированного дисконта, который используется при расчете нефтяных налогов, до $20 за 1 барр.

НГД росли в октябре еще и потому, что в прошлом месяце нефтяникам обнулили демпферные выплаты из бюджета, так как в сентябре средние биржевые цены на нефтепродукты были заметно выше отсечки, после которой демпфер обнуляется, добавил автор Telegram-канала «Твердые цифры» Родион Латыпов. Но с ноября выплаты по демпферу вернут, причем с 1 октября его решено восстановить в полном объеме, поэтому НГД окажутся меньше, отмечает эксперт.

Сборы с нефтяной отрасли доминировали в структуре нефтегазовых доходов бюджета задолго до европейского газового кризиса, отмечает Родионов. Например, в 2021 г. сборы по НДПИ и экспортной пошлине на нефть достигли 7 трлн руб., превысив тем самым сборы по НДПИ и экспортной пошлине на газ (1,7 трлн руб.) чуть более чем в 4 раза, указывает он. В нынешнем году эта разница еще выше: сборы по НДПИ и экспортной пошлине на нефть достигли 6,2 трлн руб., тогда как сборы по НДПИ и экспортной пошлине на газ – 1,4 трлн руб. (разница в 4,4 раза).

По словам Родионова, на сборы с газовой отрасли негативно влияет сокращение поставок газа в Европу. По итогам первых девяти месяцев 2023 г. экспорт «Газпрома» в страны ЕС сократился на 66,3% в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. (до 20 млрд куб. м против 59,4 млрд куб. м в январе – сентябре 2022 г.), следует из данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG). При этом в регионе устойчиво снижались цены: средняя цена газа на ключевом в Европе хабе TTF по итогам первых девяти месяцев 2023 г. сократилась на 59% в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. ($614 за 1000 куб. м против $1485 за 1000 куб. м).

Бюджетное правило

Решение ЦБ отказаться от зеркалирования операций не означает, что валюта не зачисляется в ФНБ, объясняет главный экономист «Ренессанс капитала» Софья Донец. ЦБ производит денежные операции внутри своего баланса, не транслируя их на рынок: переписывает средства с рублевых счетов Минфина на валютные.

В связи с отсутствием операций на Мосбирже рост покупок валюты Минфином в ноябре никак не повлияет на курс рубля, констатирует экономист Газпромбанка Павел Бирюков. Но решение регулятора об остановке зеркалирования действует до конца 2023 г., и ЦБ может произвести отложенные покупки в 2024 г. и в последующие годы.

Прецедент отложенной конверсии уже был в 2018–2020 гг., рассказала Донец. Во второй половине 2018 г. в отношении нескольких российских компаний были введены санкции, рубль начал ослабевать и регулятор отложил покупки валюты. Их начали реализовывать в 2019 г. и продолжили в 2020 г. Принуждать ЦБ к отложенным покупкам валюты никто не будет, поэтому решение об их проведении будет зависеть от рыночной конъюнктуры, в частности от курса рубля, добавляет Донец. Вполне вероятно, что регулятор и вовсе откажется от зеркалирования.

К настоящему моменту накоплено около 1,3 трлн руб. таких отложенных покупок, что станет существенным фактором для рубля в случае их реализации, отмечает Бирюков. ЦБ пойдет на это только при нормализации ситуации на валютном рынке, считает он.